Рейтинг@Mail.ru
Модный рубеж: освобождение от корсета и равнение на английского короля - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Модный рубеж: освобождение от корсета и равнение на английского короля

Читать ria.ru в
Дзен
Юбки прямые и свободные в стиле шаровар, шляпы с огромными полями и строгий английский "тайер" – такую одежду предпочли женщины на рубеже XIX и XX веков "старушечьему" платью с подушками и металлическими пластинами, на ношение которого даже предлагалось ввести налог.

Белла Адцеева, РИА Новости.

Женский костюм на рубеже XIX и XX веков менялся под влиянием разных направлений в искусстве. В гардероб вошли S-образные наряды в стиле модерн и прямые свободные "ампирные" платья, однако главная реформа – освобождение от корсета – произошла благодаря парижскому художнику Полю Пуаре, который задавал тон в женской моде в начале нового столетия. Изменения в мужском гардеробе пришли вместе с Первой мировой войной.

"Талии почти на месте, платья с плеч не валятся"

В конце 1860-х – начале 1870-х годов дамы устали от непрактичного и объемного кринолина, и на смену ему пришел более удобный, хотя и нелепый на современный взгляд турнюр. Турнюр – небольшую подушку с металлическими пластинами – прикрепляли под платье сзади, у талии. Ватная подушка, по мнению модниц того времени, придавала женскому силуэту особенно изысканные очертания. Однако подобная мода нравилась далеко не всем – в обществе даже поговаривали, что с целью искоренения модного женского увлечения турнюры будут облагаться налогом. "Мода капризна и причудлива. Мы не удивимся, если дамы начнут носить лошадиные хвосты на шляпах и буферные фонари вместо брошек", – писал Антон Павлович Чехов. К радости противников турнюров, мода на них прошла уже к концу 1880-х годов, когда в Петербурге девушки стали предпочитать платья с более плавными линиями. "Мы говорили уже много раз, что турнюры совсем выходят из моды и вполне элегантные женщины носят уже платья гладкие. Только весьма немногие носят еще маленькую подушечку и два ряда стали, один длиной в 25 см, другой 35 см", – писал журнал "Вестник моды" в 1888 году.

Более удобные и разнообразные по фасону платья вошли в моду в 1890-е годы, когда в Россию из Европы пришло влияние модерна. Платье в стиле модерн имело S-образный силуэт, часто в отделке использовался причудливый орнамент в виде изогнутых линий.

Шили такие наряды обычно из мягких тканей с гладкой фактурой. Теперь под юбкой не было металлических обручей, ткань плавно ниспадала от талии. Юбки были узкими в бедрах, а талии, наоборот, выглядели естественно благодаря отсутствию жесткого корсета. Платья отделывали кружевом и цветными вставками. В моду вошли комплекты из юбки и блузки. Легкие кофты из батиста и крепдешина, с вышивкой и аппликациями, стали пользоваться у столичных модниц огромной популярностью.

Самые прогрессивные дамы быстрее остальных стали носить английский костюм "тайер", состоявший из прямой или немного расклешенной книзу юбки и короткого жакета, надетого поверх блузки. Некоторые вместо женственной блузки предпочитали надевать мужскую рубашку с манжетами или галстуком.

Новая мода довольно быстро распространялась – именно в конце XIX века женщины стали активней участвовать в общественной жизни и получать образование, что требовало сдержанного и строгого внешнего вида.

Еще одно модное нововведение – "ампирные" платья с высокой талией и прямой узкой юбкой, получившие распространение в первое десятилетие XX века. Российские дамы, в отличие от парижских, откуда пришла мода, по старой привычке старались сделать декольте как можно более глубоким и открыть спину, что вызывало недовольство портных и издателей. "Мы рекомендуем вам зайти из любопытства к Виоле, в агентство парижской прессы, перелистать модные журналы за последние месяцы… Если там и нарисованы барыни в сорочках "империи" и барыни с "директорскими" талиями под мышкой, если вы заметите декольте, вызывающее улыбку, и платья, которые держатся на одних только помочах, если вы заметите все это, то дайте себе труд сосчитать много ли таковых. Счет сей же час обнаружит перед вами, что подобные модницы составляют ничтожное меньшинство; большинство же бальных нарядов – не говоря уже о концертных – отличается очень приличными вырезами, каковые делались и прежде; талии почти на месте, и платья с плеч не валятся", – так модный журнал укорял петербургских модниц.

Впрочем, мода движется по спирали, что и тогда доказывали популярные в то время "исторические" воротники а-ля Медичи и "прабабушкино" рококо – юбки с оборками.

Самым модным аксессуаром в конце XIX и начале XX века были огромные шляпы с цветами и перьями, служившие гармоничным продолжением вычурных платьев S-образного силуэта.

В начале XX века все большее влияние на всю европейскую моду начинает оказывать французский модельер Поль Пуаре, главный модный реформатор того времени.

© РИА Новости . Сергей ПятаковФотография "Эмануэль Булен и Поль Пуаре на парфюмерной фабрике "Розина"
Фотография Эмануэль Булен и Поль Пуаре на парфюмерной фабрике Розина

С его подачи женские платья окончательно лишились корсетов. Увлекшись востоком, он ввел моду на просторные туники и простые изящные платья, позволявшие женщинам свободно двигаться. Восточные мотивы благодаря Пуаре проникли и в Россию. В моду вошли струящиеся вдоль бедер юбки, которые книзу стягивались на манер шаровар.

Смокинг, шубы и военные плащи

В отличие от женской моды, где все новые тенденции диктовал Париж, в мужском костюме было принято равняться на Лондон и Вену. Статус модной столицы Лондон приобрел благодаря королю Эдуарду VII.

© Фото : Public DomainКороль Эдуард VII
Король Эдуард VII

Его нововведения в области одежде часто оцениваются выше, чем политические достижения. К примеру, однажды после обеда он расстегнул нижнюю пуговицу жилета, которую с тех пор не застегивают, а во время дождя подвернул штанины, после чего стали шить брюки с манжетами.

В конце XIX века мужской костюм выглядел примерно одинаково во всей Европе, а российские портные наряду с французами и англичанами считались одними из лучших. В моде были темные — черные, серые, синие, коричневые – костюмы с покатыми плечами и высоким воротником. По-прежнему парадной одеждой был черный фрак, в повседневной жизни мужчины носили сюртук и суконные и бархатные куртки. По случаю важных мероприятий мужчины надевали визитку, которая, в отличие от пиджака, была однобортной и чаще всего застегивалась на одну пуговицу. Большинство горожан предпочитало полосатые брюки, черные или чаще темно-серые. Хотя мужской костюм не отличался разнообразием, в ходу было множество видов головных уборов – котелки, кепи, цилиндры. Также важными аксессуарами оставались трости и зонты.

© РИА Новости / Сергей Субботин | Перейти в медиабанкРепродукция фотопортрета, представленного на выставке "Мода в России: начало XX века"
Репродукция фотопортрета, представленного на выставке Мода в России: начало XX века

В качестве зимней верхней одежды наибольшей популярностью по-прежнему пользовались шубы. Часто они доходили до земли, а самыми распространенными мехами были нутрия, белка, выдра, хорек и рыжая лиса. Также в обиход вошла бекеша – длинное пальто, напоминавшее сюртук, с отложным воротником и меховой отделкой.

В устоявшуюся мужскую моду внесла изменения приближавшаяся Первая мировая война. В обиход вошли закрытые пиджаки с поясом, брюки галифе, плащи покроя реглан и пальто на теплой подкладке, сделавшие мужской гардероб более практичным и все больше напоминающим современный.

В это же время фрак постепенно стал вытеснять смокинг, который шили из кастора или крепа. Вместе со смокингом надевали крахмальную белую рубашку с черными пуговицами, а также черный бантик и брюки, сшитые из той же ткани.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала