Библиотека Шнеерсона — коллекция древнееврейских книг и рукописей, собранная хасидскими раввинами, возглавлявшими с конца XVIII века религиозное движение "Хабад" в белорусском местечке Любавичи на территории современной Смоленской области, которое было центром одной из ветвей хасидизма.
Библиотека была основана в начале XX века главой общины любавических хасидов раввином Иосифом Ицхаком Шнеерсоном на основе коллекции, собиравшейся с 1772 года. Его потомки пополняли собрание, и сегодня оно включает 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 манускрипт.
Хасиды считают библиотеку религиозной святыней: в ней собраны рукописи и книги о хасидизме с момента появления этого течения, центром которого были Любавичи. Это рукописные философские трактаты XVIII столетия и работы третьего любавического ребе Менахема Менделя, известного также как Цемах Цедек.
В 1915 году, во время Первой мировой войны, когда приблизилась линия фронта, шестой любавический ребе Иосиф Шнеерсон покинул Любавичи и переехал со своим окружением и имуществом в Ростов-на-Дону, а часть библиотеки (около 12 тысяч книг, в том числе уникальные издания начала XIX века) сдал на хранение в Москву на книжный склад Персица и Полякова.
В 1918 году коллекция была национализирована по декрету о научных фондах РСФСР и передана в Румянцевскую библиотеку, на основе которой была образована Государственная библиотека им. В. И. Ленина (ныне — Российская государственная библиотека).
Другую часть библиотеки (около 25 тысяч страниц рукописей) Шнеерсон в 1927 году вывез при эмиграции за границу — сначала в Ригу, а в 1934 году — в Польшу. Там в 1939 году она попала в руки нацистов и была вывезена в Германию. Самому ребе при помощи американцев в 1940 году удалось выехать в Нью-Йорк и обосноваться в Бруклине, где сейчас и находится мировой центр движения любавических хасидов. После крушения Третьего рейха архив Шнеерсона вместе с другими трофейными документами был перевезен в Москву и передан в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 года — Российский государственный военный архив).
По информации бывшего генерального директора Российской государственной библиотеки Виктора Федорова, после революции и Гражданской войны, когда выяснилось, что за имуществом никто не обращается, книги, упакованные в ящики, официально были признаны бесхозным имуществом и переданы в библиотеку в соответствии с Декретом о национализации библиотек. Так библиотека Шнеерсона автоматически попала в категорию культурного наследия страны.
В Центре восточной литературы РГБ выделена специальная комната, где можно работать с литературой из этой коллекции.
Работники библиотеки тщательно исследовали состав коллекции и, обнаружив там ряд дублетных экземпляров, передали в законном порядке около 70 книг еврейской общине в Москве.
В 1950 году Ицхак Шнеерсон умер, не оставив никаких распоряжений насчет библиотеки.
С началом перестройки любавические хасиды начали активно добиваться возвращения им "библиотеки Шнеерсона". В 1988 году отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина посетила делегация хасидов из США. Крупнейшие специалисты по хасидскому письменному наследию приехали в СССР вместе с американским предпринимателем Армандом Хаммером. Они просили вернуть им религиозные хасидские книги и рукописи, якобы не представляющие ценности для ГБЛ.
В начале 1990-х годов зять Ицхака Шнеерсона Менахем Шнеерсон при поддержке многих других хасидов, которые почитают ребе Шнеерсона святым, а архив его семьи — религиозной святыней, потребовал вернуть коллекцию, которая до национализации была личной собственностью его тестя.
Возле библиотеки неоднократно проходили пикеты любавических активистов, которые даже пытались захватить документы силой. Хасиды полагают, что эти тексты дадут им новые мистические свидетельства и пророчества и позволят расширить свое влияние в мире.
8 октября 1991 года Высший арбитражный суд РСФСР признал требования хасидов обоснованными и обязал Библиотеку имени Ленина вернуть им коллекцию. Библиотека это решение не выполнила, заявив, что ее архивы — национальное достояние советского народа. 18 ноября того же года Высший арбитражный суд РСФСР вторично постановил немедленно начать передачу коллекции в фонды специально для этого создаваемой Еврейской национальной библиотеки. Но библиотека вновь ничего не выдала. Тогдашний заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин грозился сжечь себя вместе с коллекцией, а затем спрятал ее в стенах библиотеки. А 14 февраля 1992 года пленум Высшего арбитражного суда отменил предыдущие решения, и коллекция осталась в библиотеке.
В 1995 году при проверке выяснилось, что некоторые рукописи пропали. В конце 1996 года, по данным СМИ, рукописи были обнаружены на черном рынке в Израиле.
В 1998 году вице-президент США Альберт Гор официально обратился к премьер-министру России с просьбой о возврате хасидам библиотеки. В 2005 году сто членов сената и большинство членов конгресса США подписали официальное обращение к президенту России с просьбой содействовать возвращению книг Шнеерсона "Хабаду". Официально об ответе не сообщалось.
В декабре 2006 года любавические хасиды направили иск в федеральный окружной суд Вашингтона с требованием возврата коллекции. Адресатами иска были указаны Российская Федерация, Министерство культуры России, Российская государственная библиотека и Российский государственный военный архив.
Расположенная в США головная организация любавических хасидов "Агудас Хасидей Хабад" потребовала передать архивы и библиотеку Шнеерсона ей на хранение и направила соответствующий иск в американский суд. Судья Ламберт изначально постановил, что не вправе рассматривать вопрос о судьбе всей библиотеки и может принимать решения лишь по ее части — семейному архиву Шнеерсонов, который включает более 25 тысяч страниц рукописей, писем и других материалов династии.
Россия заявила через адвокатов, что это дело вовсе не находится в юрисдикции американских судов, однако судья отклонил заявление РФ.
В январе 2009 года Ламберт предупредил, что примет решение по делу в пользу истца, если российская сторона не будет принимать участия в слушаниях. В исполнение этой угрозы суд округа Колумбия в октябре 2009 года в связи с неявкой российских представителей решил дело в пользу истца.
В начале августа 2010 года вашингтонский федеральный судья Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали свое право на книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве "незаконно".
Решение в пользу "Хабада", принятое судьей Ройсом Ламбертом, было основано на законе США 1976 года "Об иностранном суверенном иммунитете" (US Foreign Sovereign Immunities Act), позволяющем американским судам вести дела против других суверенных государств, включая их правительства. Суд счел, что Россия приобрела данную собственность "дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации".
МИД России посчитал решение американского суда грубейшим нарушением общепринятых норм и принципов международного права. В первую очередь это касалось принципа юрисдикционного иммунитета государств, согласно которому суды одного государства не могут рассматривать иски против других государств и их собственности без явно выраженного согласия последних. Поэтому, — заявил МИД РФ, — никакого "возврата" книг из этой библиотеки не произойдет.
По словам Александра Авдеева, занимавшего в то время пост министра культуры, скандал с библиотекой Шнеерсона сильно усложнил культурный обмен между США и Россией, так как среди прочего в ответ на судебное решение суда в Вашингтоне Россия, опасаясь возможных арестов имущества, была вынуждена прекратить выезд выставок на территорию США.
Ряд крупных российских музеев — Третьяковская галерея, Музеи Кремля, Эрмитаж — отказались от участия в выставках на территории США, в ответ некоторые американские музеи приняли аналогичные решения.
В марте 2011 года из-за ситуации с библиотекой Шнеерсона возник конфликт вокруг выставки предметов искусства из Московского музея Рублева, которые должны были экспонироваться в Музее русских икон в американском городе Клинтон (штат Массачусетс). Минкульт РФ дал указание немедленно вернуть 37 экспонатов музея Рублева в Россию. Американский музей поначалу отказывался выполнить требования российской стороны, однако в итоге принял решение вернуть иконы.
27 июля 2011 года Федеральный суд округа Колумбия разрешил иудейскому религиозному движению "Хабад Любавич" приступить к исполнению решения по ее иску к РФ о возврате приблизительно 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из библиотеки Шнеерсона. При этом судья отказал организации в просьбе ввести в отношении РФ санкции за неисполнение судебного распоряжения, вынесенного в пользу движения. Суд предоставил России 60 дней, чтобы ответить на уведомление о возможных санкциях.
В августе 2011 года спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой еще раз подтвердил позицию России по "делу библиотеки Шнеерсона", подчеркнув, что решение американского суда о возврате библиотеки не имеет юридической силы для Российской Федерации.
В январе 2012 года Россия заявила, что не намерена вступать в переговоры о судьбе библиотеки Шнеерсона, из-за которой пострадал культурный обмен между РФ и США, до тех пор, пока не будет отменено решение американского суда, постановившего вернуть коллекцию американским хасидам.
16 января 2013 года суд округа Колумбия обязал российское правительство выплачивать по 50 тысяч долларов ежедневно до даты возврата американским хасидам находящейся в фондах РФ коллекции книг любавического раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона.
МИД России, комментируя решение американского суда, назвал вердикт о выплате ежедневного штрафа юридически неправомерным и провокационным, а вердикт 2010 года — юридически ничтожным. В ведомстве также подчеркнули, что коллекция Шнеерсона "исторически формировалась на территории России, представляет собой национальное достояние всего российского народа и как государственная собственность Российской Федерации пользуется юрисдикционными иммунитетами".
19 февраля 2013 года, по итогам заседания по межнациональным отношениям, президент России Владимир Путин предложил разместить библиотеку Шнеерсона в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, обеспечив полный доступ к библиотеке для всех желающих. Владимир Путин также выразил мнение, что библиотека Шнеерсона принадлежит российскому государству, а не конкретной еврейской общине. Кроме того, президент заявил, что передача кому-либо культурных ценностей, конфискованных после революции, может стать опасным прецедентом и открыть "ящик Пандоры" для других исков подобного рода.
В конце мая 2013 года глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин, являющийся исполнительным директором Еврейского музея и центра толерантности, сообщил, что первая часть библиотеки Шнеерсона (около 500 томов) появится в музее не позднее второй половины июня. Предполагается, что библиотека останется на учете в Российской государственной библиотеке, но будет храниться в специально созданном книгохранилище в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников