МОСКВА, 11 июн — РИА Новости. Вопросы формирования российской государственности, проблемы революций в России и современные трактовки истории Великой отечественной войны являются наиболее острыми моментами при создании единой концепции школьного исторического курса, сообщил во вторник РИА Новости заместитель директора Института российской истории РАН, один из ее разработчиков Сергей Журавлев.
В апреле президент РФ Владимир Путин поручил правительству к декабрю разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. Проект концепции должен быть представлен к 17 июня.
Разные трактовки
Также ученые спорят по поводу традиционной советской концепции крепостничества. По словам историка, большие территории России — Север, Сибирь — были свободны от крепостного права, и это заставляет пересматривать многие привычные представления о крепостническом характере нашего государства. "Затем проблемы межнациональных отношений, начиная с периода татаро-монгольского ига <…> Дальше — процесс расширения территории России, колонизации, была ли Россия колонией в традиционном понимании этого слова или это была особая система отношений между центром и регионами", — сказал эксперт.
По его словам, у историков есть более менее устоявшиеся точки зрения, и есть возможность прийти к консенсусу по спорным моментам. "Также есть разные трактовки того, насколько передовой державой была Россия накануне Первой мировой войны <…> Ну и сами революции, вызывают острые и дискуссионные вопросы. Ленин, Сталин, трактовка репрессий, вклада Советского Союза в победу во Второй мировой войне", — отметил собеседник агентства.
При этом он отметил, что дискуссии и споры в науке — это нормальный и нужный процесс. "Существуют более или менее признанные факты и оценки, существуют андеграундовые и маргинальные вещи. Историки могут не сходиться в каких-то деталях, но в принципиальных вещах, если они профессионалы, как правило, сходятся. Поэтому мы хотели бы, чтобы эти принципиальные вещи, по которым можно найти консенсус, и вошли в учебник", — отметил Журавлев.
Пример из повседневности
Журавлев отметил, что при формировании концепции учитывалась не только отечественная историография, но и мировая. "То есть это будут самые новые знания о нашем прошлом, которые мы хотели бы дать в форме доступной для учащихся, тем самым мы соединяем лучшие достижения науки, специфику возраста учащихся, особенности школьной программы", — сказал историк.
Также разработчик заметил, что изучение истории должно проходить в комплексе с другими школьными предметами, чтобы знания, полученные на уроках литературы, использовались на уроках истории.
"Мы предлагаем меньше внимания уделять политической истории, а сделать акцент на культурные аспекты и историю повседневной жизни, чтобы все-таки школьник имели представление не только о том, как у нас развивалась история кремлевской власти, но и о том, как жили обычные люди в разные периоды. Это всегда ближе и понятнее школьникам. Практика показывает, что через все эти аспекты лучше усваивается материал, и через историю повседневности можно показать и другие проблемы, в том числе, политические", — резюмировал Журавлев.