На этой неделе стартует тема, которая, как заметил один активно вовлеченный в процесс управленец, "будет формировать политический тренд". Это тема — выборы. Восемь губернаторов идут на прямые выборы, двое — на "кривые" через представление кандидатур президенту. В 16 территориях выбирают легислатуры, девять мэров городов и т.д. Непростым будет лето для политтехнологов и тех, кто задает логику процесса. Или пытается ее задать в меру креативных возможностей и видения приоритетов.
***
"От той политической системы, которая создавалась 12 лет, ничего не осталось", — говорят источники, вовлеченные в политическое строительство. Все изменил закон о партиях.
Однако нового еще ничего не создано. Многие считают, мы как раз находимся в начале пути создания новой социально-политической реальности.
Поскольку становится более разнообразным партийный ландшафт, это порождает сразу пучок вопросов и одновременно ответов от сугубо технологических (партии-дублеры, спойлеры, угрозы, помощники) до социальных. К примеру, на какие призывы, лозунги и лица избиратель особенно охотно откликнется. Или так: какие лозунги и темы избирателю попытаются навязать, дабы отвлечь внимание от иных проблем, привести к власти ту кандидатуру, которая нужна, или купировать разгорающееся недовольство. Скажем, из-за тех же коммунальных тарифов, так и не остановившихся в росте, или чиновников, не остановившихся в обогащении.
***
Избиратель за эту декаду изменился. Он окреп, насытил свои базовые материальные потребности, особенно в крупных городах, занял социальные ниши. Однако, по большому счету, если исходить из иерархии потребностей Абрахама Маслоу, большинство российских граждан удовлетворило лишь самый низший уровень необходимых человеку потребностей, а именно — в пище, еде, крыше над головой.
Некоторым повезло больше, они могут радоваться наличию ряда признаков из третьего уровня, социального: принадлежность к своему кругу, возможность иметь семью, друзей, единомышленников. Однако дальше этого развитие так и не произошло. Даже второй уровень Маслоу — потребность человека в безопасности, защите, свободе от страха не удовлетворена. Дальше — больше: об уважении и признании, ощущении человеческого достоинства, важности репутации и собственного развития — говорить не приходится вовсе.
Иными словами, за тучные и в целом стабильные годы развитие российского социума, его инфраструктуры, общественных отношений так и не вышло на качественно новый уровень.
***
Таким образом, ныне, формируя новый цикл развития, власти и общество вновь оказываются на развилке. Встает вопрос, какие цели мы ставим на ближайшие годы? Какую политическую реальность мы хотим обрести? Какие новые или старые формы жизни она породит?
Социальное государство, всеобщая справедливость, возрождение нации — эти абстрактные тезисы неоспоримы и тем привлекательны. Но что стоит за ними в деталях реальности?
Разные группы могут понимать эти постулаты по-разному; равно как средства и методы их достижения разные социальные страты видят по-разному. Навыками же достижения консенсуса российская политическая система не располагает, да, в общем, и не особо стремится.
С другой стороны, человечество все равно ничего более эффективного не придумало. И встает вопрос: как власть распорядится имеющимися у нее и мира знаниями, приемами и навыками?
Можно рассматривать как способ расширить дискуссию и сделать ее открытой и эффективной, а можно — как средство подвергнуть обструкции несогласных с главенствующей точкой зрения. Можно использовать отделения ОНФ как способ обнаружить и вытащить талантливых управленцев и экспертов, а можно — как кратчайший способ построения карьеры через конъюнктурно востребованную активность.
Агрегатор жизни. Учреждаемый "Народный фронт" намерен создавать смыслы и ценности. — Колонка Светланы Бабаевой на сайте газеты "Московские новости" >>
***
Можно временами импровизировать, но опасно превращать жизнь в постоянные театральные постановки. Даже сами идеологи "нового курса" предупреждают об опасности подмены реальной повестки дня выдуманной. Как заметил один из них, "можно повесить коврики, наставить ширмы, а ветер подул — и все…"
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции