МОСКВА, 11 июн — РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка "Прерафаэлиты: викторианский авангард", готовившаяся к показу в Москве более пяти лет и собравшая самые знаменитые произведения участников художественного братства, открылась в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина во вторник.
Учитывая популярность этого направления в искусстве и, одновременно, редкий показ за пределами Великобритании, сомневаться в большом зрительском успехе этой выставки не приходится.
Викторианские бунтари
Братство прерафаэлитов было образовано в 1850-х годах. В нем состояли художники, оппозиционные всем официальным течениям и уверенные в том, что британская живопись приходит в упадок, поэтому вдохновение следует искать в раннем, дорафаэлевском итальянском искусстве. Отсюда и появилось название "Братство прерафаэлитов" (P.R.B., Pre-Raphaelites Brotherhood), самыми известными представителями которого стали Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант и Джон Эверетт Милле.
Они начали выставляться тогда же, в середине XIX века, но их произведения критикой и публикой обласканы не были — как, впрочем, многие работы, относящиеся к революционным течениям в искусстве (вспомнить хотя бы импрессионистов).
Экспозиция, приехавшая в Москву после Лондона и Вашингтона, разделена на несколько условных частей — "Образы прошлого", "Природа", "Поэтическая живопись", "Красота", "Утопия" и "Спасение". В последней можно увидеть картину Джона Эверетта Милле "Христос в родительском доме". Знаменита она в числе прочего тем, что Чарльз Диккенс назвал ее "гнусной и отталкивающей", а королева Виктория приказала доставить полотно в Букингемский дворец для личного осмотра: общественность возмутила излишняя натуралистичность изображения святого семейства. Хотя сейчас можно констатировать, что в этом произведении есть все, что характерно для творчества прерафаэлитов, то есть простота и натуралистичность, — художники привлекали к позированию своих друзей и членов семей, вне зависимости от того, светский сюжет у картины или же библейский.
Также на выставке демонстрируется, например, небольшая незавершенная работа Форда Мэддокса Брауна "Возьмите вашего сына, сэр!", для которой позировала супруга художника с их двухмесячным ребенком. При абсолютной светскости портрета композиционно запечатленные фигуры напоминают Мадонну с младенцем.
Дева Мария с канонического для прерафаэлитов произведения Данте Габриэля Россетти "Благовещение", которое также представлено на выставке, выглядит не торжественно-счастливой, а испуганной и, кроме того, одетой в белое, хотя цветом Богородицы считается голубой. Словом, прерафаэлиты пытались установить собственные каноны, хотя опирались на прошлое.
Исторические темы — реальные или же драматургические — их весьма привлекали. Для их визуализации художники в свойственной декоративной манере воспроизводили костюмы и обстановку, соответствующие той или иной эпохе, что сообщает картинам некую театральность и мистический флер. Вслед за "Благовещением" в этом историческом разделе экспозиции можно увидеть еще одно знаменитое произведение братства — "Офелию" Джона Эверетта Милле.
Прерафаэлиты известны также и тем, что ввели в моду новый тип женской красоты — интеллектуальный, раскрепощенный и порой ядовитый, что получило дальнейшее развитие в эпоху модерна. В части "Красота" можно увидеть "Прекрасную Изольду" Уильяма Морриса и Monna Vanna Россетти.
Также в Москву привезли оригинальные витражи Эдварда Берн-Джонса, в том числе "Ангела с лютней", и масштабную шпалеру "Поклонение младенцу", выполненную уже после смерти Эдварда Берн-Джонса и Уильяма Морриса, вдохновленных гением Россетти и ставших его последователями, особенно по части прикладных ремесел. В частности, в экспозиции представлены буфет "Дамы и звери" Берн-Джонса, главы из романа-утопии "Вести из Ниоткуда", напечатанные в издательстве Морриса "Келмскотт-Пресс", и обои "Шпалера" его дизайна. Таким образом, на выставке можно увидеть братство прерафаэлитов в действии — от его появления до распространения в различных областях искусства, не только в живописи.
Долгая дорога
Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова никогда не скрывала, что хотела бы показать в возглавляемом ею музее искусство прерафаэлитов, которое "овеяно романтическим духом" и оттого хорошо принимается в России.
Впервые о том, что выставка прерафаэлитов может состояться, заговорили в 2008 году, когда при поддержке фонда "Искусство, наука и спорт" Алишера Усманова в залах ГМИИ открылась экспозиция "Тернер. 1775-1851". Она стала самым дорогим на тот момент проектом музея со спонсорским участием и одной из первых выставок, собравшей 200 тысяч зрителей.
Таким образом, была открыта своеобразная программа показа практически не представленного в российских музейных собраниях британского искусства.
Затем последовал проект "Уильям Блейк и британские визионеры", где искусство художников братства было представлено в минимальном объеме, словно предваряя нынешнюю масштабную экспозицию. В том же, 2011 году, с фондом Усманова было подписано соглашение о проведении нынешней выставки.
До этого прерафаэлитов, и также небольшим числом полотен, представлял Christie's на своей предаукционной выставке в Третьяковской галерее в 2008 году.
Как рассказала Антонова, в числе причин, из-за которых нынешний проект так долго готовился, стали востребованность искусства прерафаэлитов во всем мире — "надо занимать очередь", а также финансовая сторона вопроса. Однако глава ГМИИ отказалась озвучивать бюджет проекта, который по посещаемости вполне может побить нынешний рекорд музея — выставку Сальвадора Дали, которую за 11 недель работы увидели 270 тысяч зрителей.
Посетители первой масштабной выставки прерафаэлитов в России смогут также прослушать цикл лекций о творчестве художников и воспользоваться услугой специализированной экскурсии.
Выставка продолжит свою работу до 22 сентября.