Анна Курская, РИА Новости
Внедрение электронных учебников и другие образовательных технологий сегодня стало важным вектором развития системы среднего образования. Московские школы будут все шире использовать новые методы в своей работе, причем для этого им не потребуется дополнительное техническое переоснащение, утверждают руководители столичного образования.
Создание умного города невозможно без развития науки и инновационных технологий. А для этого нужно качественное образование на всех уровнях. Не последнюю роль здесь играет использование дистанционного образования, электронных учебников и других образовательных технологий. Новые методы и средства обучения школьников стали одной из тем дискуссии, которая состоялась во вторник в мультимедийном пресс-центре РИА Новости в рамках II Всероссийского федерального форума "Умный город будущего 2013".
"Образование должно быть таким, чтобы постоянно соответствовать растущему спросу населения и экономики города", — рассказал первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Вениамин Каганов.
"Чтобы успешно учиться, к каждому человеку нужно прикрепить по преподавателю, а лучше – по нескольку. Но рабовладельческий строй рухнул тогда, когда количество надсмотрщиков стало сопоставимым с количеством рабов. Вот куда мы идем", — пошутил он.
В качестве меры спасения он предложил активнее развивать дистанционное образование и электронные учебники.
Электронные учебники не потребуют переоснащения школ
В этом учебном году в столичных школах прошел эксперимент по внедрению электронных учебников. Новые учебные пособия включают в себя не только традиционный текст, но и разнообразный аудиовизуальный контент. Они дают ученикам возможность не только выучить урок, но и закрепить свои знания через практические задания, а также проверить качество усвоения материала.
"Парадигма современного образования подразумевает, что чтобы чему-то научиться, нам нужно получить информацию, провести практическое занятие и пройти аттестацию. В электронных учебниках нужно воссоздать все три эти компонента. Сегодняшние интерактивные мультимедийные продукты позволяют сделать это в виртуальной реальности, что вовсе не отменяет реальных, неинтерактивных занятий", — подчеркнул Александр Осин.
По его словам, электронный учебник резко улучшает возможность аудиовизуального восприятия информации, в него могут быть включены модули виртуальной реальности для проведения практических занятий, а также модули для самоаттестации.
Эксперимент по внедрению электронных учебников показал, что до 70% учеников и их родителей положительно отнеслись к нововведению, отметил эксперт. Но работа по усовершенствованию новых пособий будет продолжена. Так, по мнению некоторых участников дискуссии, не все преподаватели согласны с тем набором практических заданий, которые включены в электронные учебники.
Александр Осин полагает, что со временем для учителей будет создана техническая возможность изменять этот набор заданий и обмениваться разработками с коллегами. "Обсуждается ротация модулей практических занятий через специальные федеральные бесплатные хранилища", — пояснил он.
Электронный учебник должен быть интерактивным по отношению не только к ученику, но и к внешней среде, когда каждый учитель может добавить в этот ресурс что-то свое. Фактически, он станет самообновляемым, согласился Вениамин Каганов.
В то же время внедрение электронных учебников в учебный процесс не предполагает технического переоснащения московских школ, отметил он.
"Это нереально и самое главное – не нужно. Электронным учебником, в идеале, можно пользоваться с любого устройства", — подчеркнул замглавы столичного Департамента образования.