МОСКВА, 7 июн — Прайм. Верховный суд Кипра, который в пятницу счел законным списание средств с депозитов вкладчиков в кипрских банках весной этого года, своим решением создал опасный прецедент, фактически узаконив реквизицию частных капиталов, считает полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский, сам давно уже хранящий сбережения в российских банках.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Кипр 26 марта ввел жесткие ограничения на банковскую деятельность и снятие денег с депозитов, чтобы избежать массового вывода средств из финансовой системы. Хотя эти меры уже несколько раз смягчались, в целом Кипр сохраняет исключительно жесткий контроль над движением капитала. В рамках реструктуризации два крупнейших государственных банка Laiki Bank и Bank of Cyprus планируют объединить, а с крупных вкладов в них (свыше 100 тысяч евро) спишут большую часть средств.
"Создан очень опасный прецедент для других стран, потому что, фактически, это государственная реквизиция банковских капиталов вкладчиков. В общем-то, это называется беззаконием. Если Кипр не будет за это наказан, что называется, судьбой, то такой соблазн может возникнуть и у других стран, у которых начинаются проблемы с бюджетом", — заявил Барщевский агентству "Прайм".
Верховный суд начал рассматривать дело 23 апреля, иски подали более 3 тысяч вкладчиков банков Laiki и Bank of Cyprus. Заявители и их адвокаты называли "стрижку" хищением их имущества. Суд посчитал неприемлемыми жалобы вкладчиков на неконституционность решения правительства и ЦБ страны.
По мнению юриста, решение Верховного суда Кипра повлечет за собой значительный вывод денег из страны. "Я думаю, что, прежде всего, сейчас начнется массовый отток средств из банковской системы Кипра, что, в моих представлениях, является смертельным для кипрской экономики", — полагает Барщевский.
"Возможно, многие сделают сейчас то, что сделал я много лет назад: поймут, что западная банковская система отнюдь не является надежнее российской. Мне кажется, это очень ненадежно хранить деньги за границей — своя юрисдикция хотя бы понятна", — заключил адвокат.