Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Любомирская: технологии смешанного обучения появятся в лицее ВШЭ

© Фото : предоставлено ВШЭДиректор-организатор Лицея НИУ ВШЭ Наталия Любомирская
Директор-организатор Лицея НИУ ВШЭ Наталия Любомирская
Первая международная конференция "Экосистема современного образования", посвященная новой образовательной технологии — "смешанному обучению" пройдет 25-26 июня. В чем особенности этой технологии и как она приживается в России, рассказала директор-организатор Лицея НИУ ВШЭ Наталия Любомирская.

Под эгидой министерства образования Московской области с участием российских и зарубежных экспертов 25-26 июня пройдет первая международная конференция "Экосистема современного образования", посвященная новой образовательной технологии — "смешанному обучению" (blended learning). В чем особенности этой технологии и как она приживается в России, в интервью РИА Новости рассказала директор-организатор Лицея НИУ ВШЭ Наталия Любомирская.

— Наталия Вениаминовна, что такое смешанное обучение? Когда оно появилось в России?

— Этой технологии около десяти лет. Считается, что она появилась в США, когда начали дешеветь гаджеты. Учителя стали записывать свои уроки на видео и рассылать по электронной почте ученикам, чтобы они смотрели их дома в удобное время. Получается "перевернутый класс" (flipped classroom): домашнее задание выполняется в классе при содействии учителя, а лекции ученики разбирают дома — сами планируют свое время, заодно совершенствуя ИКТ-компетентность.

Подход оказался эффективным, и сейчас на Западе практически все школы используют смешанное обучение, а параллельно развиваются электронные образовательные ресурсы.

В России смешанное обучение тоже используют, но в основном в бизнес-образовании. В общем образовании до недавнего времени его не было вообще. Проект, посвященный смешанному обучению в школах, стартовал в октябре 2012 года, в нем участвуют школы нескольких регионов, в том числе Московской области и Пермского края, организаторы — некоммерческое партнерство "Телешкола" и издательство "Просвещение". В новом учебном году к эксперименту присоединится только что созданный Лицей ВШЭ.

— Какие еще формы взаимодействия учителя с детьми характерны для смешанного обучения, помимо домашнего просмотра лекций?

— Домашний просмотр влечет за собой внедрение в учебный процесс других элементов. Меняется характер взаимоотношений между учителем и классом. На уроке учитель проверяет, кто не посмотрел ролик, кто не понял материал, — для этого можно заранее дать на дом вопросы. По результатам опроса он делит детей на группы и предлагает каждой из них соответствующее задание.

Деление на группы может происходить не только в зависимости от уровня усвоения материала, но и от педагогических целей, особенностей развития, психики и здоровья каждого ребенка. Для каждой группы учитель выстраивает индивидуальный маршрут. В идеале класс можно разделить на зоны, в каждой из которых занимается отдельная группа. И тогда первая группа, например, начинает работать с учителем, вторая в это время находится в зоне самостоятельной работы, третья — у компьютеров и т.д. В течение урока группы перемещаются между зонами.

Еще один формат — "личный выбор". Он рассчитан на старшеклассников и позволяет реализовать идею вариативности, когда школа не может предоставить нужный ученику курс. Тогда этот курс изучается дистанционно — в нашем проекте его предоставляла "Телешкола", — но под руководством учителя, который давал ребенку очные консультации.

— Что необходимо учителю и школе для внедрения смешанного обучения?

— Главное — желание учиться новому. Набор технических требований легко выполним. Чтобы организовать "перевернутый класс", ребенку нужен домашний компьютер с выходом в Интернет. Для других моделей требования чуть выше — например, для деления класса на зоны нужны большие помещения. Школы могут выбирать разновидности смешанного обучения в зависимости от своих возможностей.

Если учитель использует новые технологии, это должно отражаться на его зарплате, да и моральное стимулирование немаловажно.

— Как эта технология влияет на качество образования?

— Учитель оказывается в ситуации, когда главное для него — не предмет или программа, а дети. Индивидуальный подход реализуется на деле. Значит, надо по-другому планировать, оценивать, вообще работать по-другому.

Информатизация школы - не цель, а средство
Информатизация школы - не цель, а средство27 сентября 2011 года на заседании Правительства Москвы была утверждена Государственная программа "Столичное образование", направленная на модернизацию учебного процесса и создание условий для успешной интеграции московских школьников в современное общество.
Смешанное обучение дает возможности для организации практической деятельности в соответствии с новыми образовательными стандартами. Речь идет не просто об использовании компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов, а о том, чтобы взглянуть на учебный процесс через призму деятельности ребенка.

Внедряя смешанное обучение, учитель должен уметь не только работать в классе и оценивать достижения детей, но и планировать — а у нас роль планирования недооценивают. Без него смешанное обучение превращается просто в использование электронных ресурсов.

— Нужна ли поддержка государства для продвижения смешанного обучения в России?

— Выбирая школы для пилотного проекта, мы обращались в региональные министерства (департаменты) образования. Они выбирали лучшие школы и сообщали им о необходимости участия — в этом смысле роль государства важна. А дальше начиналась проектная работа, где многое зависит от инициативы людей. В одной пермской школе завуч сама уговаривала как можно больше учителей поучаствовать в проекте и настаивала на том, чтобы не исключать из него тех, кто, на наш взгляд, не справлялся.

— Почему в названии конференции, посвященной смешанному обучению, присутствует слово "экология"?

— Потому что мы говорим о рациональном использовании временных ресурсов и грамотной организации образовательной среды. Этот ракурс будет основным при анализе результатов работы школ — участников пилотного проекта.

Подготовил Борис Старцев, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости

Рекомендуем
Народная артистка СССР, актриса Государственного академического Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова Алиса Фрейндлих
Алиса Фрейндлих оценила свою пенсию
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала