Для описания автокаравана наиболее приемлемым был бы формат дневниковых записей, но если углубиться в дебри подробного отображения всех пунктов, посещение которых предусмотрено обширной программой автопробега "Великая Волга", то можно ненароком выпустить путеводитель. К слову, такой замысел есть в планах на перспективу у устроителей проекта. Но к нашим задачам это пока не относится, хотя мы и будем пристально следить за таким благим начинанием.
Проведя четыре дня в обществе караванеров, начинаешь немного разбираться в тонкостях и премудростях этого занимательного дела, проникаешься атмосферой и идеологией.
Караванинг прежде всего - это один большой фан (fun). Фан для взрослых, которые готовы сменить повседневное спокойствие на дорогу и приключения, пусть и с максимально возможным комфортом. Идея получения удовольствия от превращения точки на географической карте в ощущения и эмоции - одна из основных идей путешествия как такового и поездок на домах на колесах в частности. Последнее представляет ряд дополнительных возможностей.
Представьте: вы приходите в турфирму с тем, чтобы заказать тур, притом ваши сроки ограничены. Отпуск дают только на 10 дней, и именно с третьего числа, и никак иначе, ведь Иван Петрович улетает в Геленджик 11-го, он уже билеты взял, а проект нельзя так надолго оставить без двух ведущих специалистов сразу, а раньше - совсем никак: канцелярия не успеет провести приказ на отпуск, и бухгалтерия не даст расчет. Придя в турагентство, вы объясняете все это менеджеру и говорите, что очень хотите побывать, например, в Калининграде и проехать по прибалтийским столицам. А в ответ - тишина. Точнее, звучащая как приговор фраза: на эти даты заездов нет. И уходите вы в печали, согласившись на то, что есть в наличии, или вовсе несолоно хлебавши. Так вот, для караванеров таких проблем не существует.
Помимо фановости, караванинг дает своим адептам ощущение полной свободы - вы можете загрузить в свою сухопутную яхту (хотя мне больше нравится жизненное сравнение с малогабаритной однушкой) все что душе угодно и отправится по собственному маршруту. Например, через братскую Белоруссию и панскую Польшу доехать до Калининграда, а оттуда, с остановкой на загадочной и волшебной Куршской косе, отправиться в поход за прибалтийским Средневековьем, шпротами и легендарным бальзамом. Почему бы и нет?! А если сроки и визы позволяют, то можно взять и передумать - поехать из бывшей Восточной Пруссии не в Клайпеду, Лиепаю и Ригу, а устроить себе скандинавское турне - через ту же Польшу и Германию навестить родину Ганса Христиана Андерсена, переправиться через Ботнический залив и через Хельсинки-Гельсингфорс доехать до отчества. И все это - просто потому, что вам так захотелось.
Общение с путешественниками на автодомах стимулирует полет тревел-фантазии. Такое ощущение, что их лозунг - "невозможное возможно". Сейчас в рамках автопробега мы следуем по заранее спланированному, тщательно продуманному и подготовленному маршруту, но, глядя на хитринки в глазах одного из главных автокараванеров России Вадима Дашука, понимаешь, что будь его воля, он бы обязательно зарулил к "вооон той церквушке на пригорке" и задержался в "этом прикольном месте еще на полчасика".
Но с опытом приходит и понимание сложностей, с которыми владелец или арендатор дома на колесах может столкнуться во время путешествия по российским просторам. Во-первых, дороги. Как ни крути, а покрытие автомагистралей иногда может устроить тот еще массаж, хотя, надо сказать, что пока трассы в основном относятся к категориям "хорошо" и "терпимо". Но если состояние дорог можно отнести к разряду общегосударственных вопросов, то есть еще специфические автокараванинговые моменты.
"Автономность" модели дома на колесах, составляющей автопарк пробега "Великая Волга", - 100 литров воды, такой же резервуар для сточных вод и некая сантехническая емкость вместимостью около 20 литров. И все это в один прекрасный момент опустошается и, соответственно, наполняется, что вызывает необходимость проведения регламентных работ. То есть нужна специальная стоянка-кемпинг, оборудованная всем необходимым для обслуживания автодома.
А если и дальше вдаваться в детали, то может выясниться, что бортовую сеть машины во время стоянки желательно подключать к стационарной розетке для более комфортного нахождения в ней пассажиров, привыкших к множеству электрических гаджетов. Так на первое место выходит вопрос о подготовленных специальных площадках - кемпингах. Сейчас подобные объекты в России не относятся к самому развитому звену туристической инфраструктуры, что осложняет использование автодомов. Тем не менее философия караванинга, несомненно, уже нашла свою нишу в индустрии путешествий и изменяться она будет, скорее всего, в сторону расширения.
Алексей Светозарский