МОСКВА, 6 июн — РИА Новости. Список мультфильмов, которые могут быть рекомендованы детям, должны составлять родители, а не государство, сказал в четверг на пресс-конференции в РИА Новости аниматор Гарри Бардин.
Идею ввести в школах уроки, на которых ученики 6-7 классов изучали бы сотню фильмов, предложил летом 2012 года председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. Позднее он подчеркнул, что имел в виду использование шедевров кинематографии в контексте уроков по истории России. В начале 2013 года депутат Госдумы Игорь Зотов выдвинул идею списка "50 мультфильмов".
Бардин рассказал, как ему позвонил Зотов и спросил, не против ли аниматор составленного списка 50 анимационных фильмов, которые могут быть рекомендованы для просмотра в школах. По его словам, на вопрос, как составлялся этот список, депутат ответил, что основывался "на своих детских воспоминаниях".
"Я не знаю его в лицо и в глаза ему не смотрел, и какие у него детские воспоминания, какое у него вообще детство было. Оказалось, что с таким же вопросом Зотов позвонил и Эдуарду Назарову, после чего появились материалы, в которых говорилось, что Назаров и Бардин одобрили инициативу Зотова. Все это чушь собачья, потому что должны быть какие-то эксперты, чтобы этот список был составлен", — рассказал Бардин.
Бардин назвал несколько мультфильмов, которые включил бы в список, будь он сам в составе экспертов, — "Жил-был пес" Эдуарда Назаров, "Ежик в тумане" и "Цапля и журавль" Юрия Норштейна, трилогия "Винни-Пух", "Каникулы Бонифация" и "Остров" Федора Хитрука, "Варежка" и "Чебурашка" Романа Качанова, "Золотая антилопа" и "Снежная королева" Льва Атаманова. Тем не менее, Бардин считает, что нельзя навязывать свое мнение детям и их родителям, а уж тем более делать это на государственном уровне.
"Я думаю, что родители сами должны думать о том, что смотрят их дети. Сейчас родители, наевшись "Томом и Джерри", возвращаются к своим истокам — к советской мультипликации, на которой они росли. И стараются скармливать своим детям качественный продукт советской мультипликации. Думаю, что тут все зависит от семьи. А всем этим "указюкам" сверху я не доверяю, особенно сегодня", — считает Бардин.
В подтверждение своих слов он рассказал, что буквально в минувшие выходные встречался в Риме с бывшим министром культуры РФ Александром Авдеевым, который сейчас занимает пост посла России в Ватикане. Тот поведал ему историю того, как возникла идея создания программы "100 фильмов для школьников".
"Оказалось, что Авдеев встречался с министром культуры Польши, который рассказал о своей инициативе в школах: сто фильмов, из них 50 польских, а 50 — международных шедевров. И вот Авдеев — наивный человек, рассказал об этом начинании Никите Сергеевичу Михалкову, как не о идеологизированной истории, а с точки зрения культуры. Никита Сергеевич выслушал, а потом, выступая по телевидению, рассказал о хорошей идее, которая пришла, оказывается, в его голову. Вероятно, не без его поддержки этот список и был создан. По крайней мере, последний фильм-шедевр российского кинематографа датирован 2003 годом. И с трех раз догадайтесь, чей это фильм? Конечно, Михалкова", — заключил Бардин.