Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Завершившийся во вторник в Екатеринбурге очередной 31-й саммит Россия-ЕС оказался довольно необычным — посвященным не столько экономике, сколько сирийским, ближневосточным делам. Дипломатия — занятие для вежливых людей, поэтому о российско-европейских разногласиях по Сирии вы много не прочтете. Но они есть. Что особенно интересно с учетом того факта, что над созывом сирийской мирной конференции Москва трудится в содружестве с Вашингтоном, предоставляя Европе привилегию догонять процесс.
Впрочем, на саммите обе стороны не забыли отметить важное событие, а именно, что с декабря (предыдущего саммита) товарооборот России с ЕС успел не только перешагнуть отметку в 400 миллиардов долларов, но и добавить еще 10 миллиардов.
Мешать мирному процессу не будут
То, что Москва хочет говорить с ЕС о Сирии, стало известно накануне саммита из слов Юрия Ушакова, помощника президента России. Рассказывая о повестке дня саммита, Ушаков сказал, что на нем Сирия "займет львиную долю времени", притом что международная тематика (то есть не двусторонние отношения) будет доминировать.
Кстати, Владимир Путин на итоговой пресс-конференции в Екатеринбурге не преминул напомнить, что по поводу разрешения сирийского кризиса есть согласованное предложение внешнеполитических ведомств РФ и США.
А раз так, то ЕС приветствует российско-американскую инициативу проведения конференции в Женеве и "продолжит работать для того, чтобы утвердить демократическую форму правления в Сирии, чтобы страна оставалась единой и соблюдались права меньшинств, чтобы экономика развивалась". Это слова главы Европейского совета Хермана ван Ромпея.
Привычных призывов к уходу президента Сирии Башара Асада тут не значится. Зато говорится о гуманитарной катастрофе и прочем. Но без упоминания "гуманитарных интервенций" и прочих "ливийских" военных сценариев.
И еще из слов Ван Ромпея: "ряд стран" в ЕС решили не поставлять оружие сирийской оппозиции, чтобы дать шанс переговорам. (Правда, другие страны, а именно Франция и Великобритания, ничего такого не решили и выжидают).
Саммит в итоге хорошо вписался в инициированный не Европой процесс мягкого и не очень мягкого принуждения двух противоборствующих в Сирии сторон к миру. Следующий этап — российско-американская встреча в Женеве в среду, заседать будут представители США, России и ООН, тема — "содействие подготовке" международной конференции по Сирии, предложенной по американо-российской инициативе. Далее будет "большая восьмерка" в Северной Ирландии 17-18 июня, где тоже будет говориться о Сирии.
Что касается мирной конференции, то чем больше разговоров о том, как трудно и даже невозможно ее организовать, тем более заметно, что планы ее подготовки, несмотря на все разговоры, движутся, как каток — медленно, но уверенно. И европейцы, как видим, это приняли к сведению.
Найдите десять отличий
Чтобы понять, почему этот саммит необычен, достаточно посмотреть на два предыдущих. Декабрь и июнь прошлого года, соответственно Брюссель и Санкт-Петербург. Вот стенограмма одной итоговой пресс-конференции, декабрьской, вот другой, июньской. Найти даже не десять, а три отличия очень трудно. Как по темам, так и по результатам обсуждения этих тем.
На обоих саммитах — почти одна лишь двусторонняя тематика (ЕС-Россия). В основном экономическая, с хорошо упрятанными политическими расхождениями. Те же участники — президент Владимир Путин, председатель Европейского совета Херман ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. И еще главы дипломатии России и ЕС, Сергей Лавров и Кэтрин Эштон, некоторые другие.
Обсуждается (как в 2012-м, так и в этот раз) энергетика, то есть "третий энергопакет" ЕС — стратегию, в которую никак не вписывается главный поставщик энергоресурсов в Европу, Россия. Европейцы хотели бы, например, чтобы на месте одного "Газпрома" было несколько российских игроков, которые конкурировали бы между собой и снижали бы этим цены.
Еще обсуждали — в очередной раз за последние годы — всяческие базовые документы, которые, как считается, определят характер сотрудничества двух партнеров. Продолжают обсуждать. Ну и, конечно, вопрос о безвизовом — или хотя бы облегченном — режиме пересечения границ, чтобы россияне в Европе были как, например, гондурасцы, которым виз там не нужно.
Накануне екатеринбургского саммита Российский совет по международным делам опубликовал доклад с наиболее свежим на сегодняшний день анализом отношений двух делящих Европу между собой партнеров.
Самое интересное, как всегда в таких документах, это выводы и рекомендации. Вывод: отношения с ЕС сохранят напряженный характер и в будущем, хотя бы потому, что кому-то кажется, что эта напряженность сплачивает Евросоюз (и Россию). Рекомендация: меньше "политики", нажима, больше развития человеческих связей.
То, что произошло в этот раз в Екатеринбурге, похоже не на нажим, а на увод разговора между ЕС и Россией в сторону от надоевших и зашедших в тупик прочих дискуссий. Причем эта сторона такая, где заметна слабость Европы: Ближний Восток — исламский экстремизм — терроризм — бунтующие в самой Европе мусульманские иммигранты, и так далее. Война в Сирии в конечном счете затрагивает ЕС именно таким образом.
Когда-то в 1990-е ключевой проблемой во взаимоотношениях ЕС с Россией была гордая убежденность европейцев, что Москве настолько нужна Европа (а не наоборот), что можно воздействовать на российскую внутреннюю политику через экономику. Да и сегодня в этом рудименте прошлой эпохи ключ всех наших проблем с ЕС.
Разговор же о Сирии и, если хотите, принуждение европейцев к более ясной политике по этому вопросу, — это увод нашего диалога из вчерашних реальностей к сегодняшним. От "воздействия" ЕС на Россию к обратному "воздействию". Ну, а результаты процесса, судя по прошлому опыту, проявятся очень не скоро. Европа движется медленно, и в Москве это хорошо понимают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции