Европейское космическое агентство совместно с НАСА участвует в создании будущего космического корабля "Орион", предназначенного для полетов за пределы околоземной орбиты. В то же время ЕКА участвует во многих проектах с Роскосмосом, а также является одним из партнеров по МКС. Глава пилотируемых программ ЕКА Томас Райтер (Thomas Reiter), бывший астронавт, летавший на станцию "Мир" на "Союзе" и дважды на МКС на шаттле, рассказал РИА Новости о некоторых деталях этого сотрудничества.
— Европейское космическое агентство предоставляет для будущего американского корабля "Орион" служебный модуль, созданный на основе европейского космического грузовика ATV (Automated Transfer Vehicle). Могут ли европейские астронавты принять участие в будущих экспедициях на борту этого корабля?
— На данный момент пока рано говорить об этом. Как вы знаете, мы сотрудничаем с НАСА по программе МКС, в рамках которой мы несем свою часть ответственности за финансовое обеспечение работы проекта до 2017-2020 года.
Наше участие в программе MPCV (Multi-Purpose Crew Vehicle — официальное название будущего корабля НАСА) сейчас ограничивается поставкой одного полноценного летного модуля для служебного модуля капсулы "Орион", а также компонентов для второго летного модуля. Теперь вопрос состоит в том, как в будущем может эволюционировать наше сотрудничество в разработке служебного модуля и компонентов для него. Это то, о чем мы ведем переговоры с НАСА.
В настоящее время у нас нет подтверждения, но, конечно, я был бы счастлив, если бы европейский астронавт в один прекрасный день отправился на борту капсулы "Орион" за пределы околоземной орбиты, к астероидам, вокруг Луны. Об этом еще рано говорить, но, конечно, мы всегда заинтересованы в сотрудничестве с международными партнерами, НАСА, а также с Россией, с Роскосмосом, с которым мы успешно сотрудничаем в рамках программы МКС и в научных программах.
— Как еще могут быть использованы технологические и конструкторские разработки, сделанные в рамках проекта ATV?
— Два года назад мы изучали различные возможности. В первую очередь рассматривался вариант по замене грузового отсека корабля Integrated Cargo Carrier на пилотируемую капсулу. Это было успешно проработано, но страны-члены ЕКА не предоставили финансирование для этой возможности. Поэтому мы начали изучать другие возможности для использования технологий ATV, которые бы позволяли доставлять полезную нагрузку на низкую околоземную орбиту и за ее пределы.
Это предложение обсуждалось на министерской встрече, но из-за (сложной) экономической ситуации не было одобрено в этот раз. Страны-члены ЕКА одобрили использование технологий ATV в сотрудничестве с НАСА, в проекте MPCV.
Может быть, министерская конференция в следующем году поддержит использование технологий ATV в других контекстах. Конечно, существуют спекуляции на данный момент. Я не могу дать вам четкий ответ, но думаю, что технологии АТВ могут быть использованы для будущих применений.
— Как обстоит дело в сфере сотрудничества с Россией в сфере исследований Солнечной системы?
— Мы начали уже в прошлом году переговоры с российскими коллегами из Роскосмоса и ЦНИИмаша по изучению возможностей сотрудничества в сфере исследования Луны. Сейчас мы достигли более конкретного понимания, поскольку некоторые технологии, которые мы разрабатывали для европейского посадочного зонда Lunar Lander, могут быть интересны в плане сотрудничества с Россией в рамках миссии "Луна-Ресурс", который планируется запустить, насколько я знаю, в 2017 году.
Сферами сотрудничества с Россией могут быть системы оптической навигации и автоматического уклонения от препятствий. И мы в этом действительно заинтересованы и рассматриваем как долгосрочную перспективу сотрудничества с Россией в проекте Lunar Polar Sample Return, в который ЕКА может внести свой технологический вклад.
— Какие могут быть варианты развития сотрудничества с Россией в рамках программы МКС?
— В рамках сотрудничества по МКС мы совместно изучаем возможности по дальнейшей работе за пределами собственно станции. Один из проектов, который достаточно интересен для нас — это "Ока-Т", российский свободно летающий корабль, который может отстыковываться от МКС и возвращаться назад. Мы это обсуждаем с вашими специалистами. И, конечно, очень-очень важный пункт для совместного обсуждения — это перспективы после 2020 года (после завершения работы МКС). Мы рассматриваем варианты различных платформ на низкой околоземной орбите, где мы могли бы вести исследования.
Может быть, мы будем участвовать в работе МКС, если ее миссия будет продлена после 2020 года, но здесь дискуссии сейчас идут в рамках так называемой международной экспертной группы, в которой участвуют партнеры по МКС.
— Как именно вы представляете себе европейское участие в проекте "Ока-Т"?
— Мы обсуждаем, какие типы требования с научной точки зрения могут быть предъявлены (к нам) со стороны российских специалистов, а также с нашей стороны, со стороны наших ученых, поскольку так называемые посещаемые корабли имеют различные условия для выполнения высокочувствительных к гравитации экспериментов. С нашей стороны есть интерес к проведению экспериментов в сфере материаловедения, исследований процессов кристаллизации белков, это может быть интересный аспект для нас.
И это все сейчас обсуждается.