МОСКВА, 4 июн — РИА Новости. Следствие готовило операцию по задержанию мэра Махачкалы Саида Амирова практически два года, а на дальнейшее расследование уйдет "не один месяц", заявил во вторник глава Следственного комитета (СК) Александр Бастрыкин.
"Мы к этой операции готовились практически два года с тем, чтобы она прошла успешно", — сказал Бастрыкин, выступая на антикоррупционном форуме в Счетной палате.
В то же время он признал, что следствию "предстоит еще большая работа по доказыванию целого ряда серьезных преступлений, которые совершены в этой республике этой организованной группой, по сути дела, преступным сообществом". По словам Бастрыкина, "это работа не одного месяца".
"А когда нам противостоят 17-20 адвокатов у каждого обвиняемого, которые имеют характерную особенность: то заболевают, то уезжают читать лекции в США, — мы должны соглашаться со сменой адвокатов… Это долгие истории, но в большинстве случаев мы доводим дело до суда", — подытожил глава СК.
Предъявлено обвинение
"Главным следственным управлением СК России в рамках уголовного дела об убийстве сотрудника СК России Арсена Гаджибекова предъявлено обвинение Саиду Амирову, Магомеду Абдулгалимову и Юсупу Джапарову. В зависимости от роли каждого им инкриминируется совершение преступления, предусмотренного статьей 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего предварительное расследование, в том числе организация и пособничество), частью 1 статьи 222 УК РФ (незаконный оборот оружия)", — сказал Владимир Маркин. Читайте подробности
Сам мэр Махачкалы отказался признавать вину в заказе убийств.
Сообщения о задержании заместителя мэра города Каспийска Юсупа Джапарова появились 31 мая. По данным источника в правоохранительных органах, племянник мэра Махачкалы был задержан по уголовному делу об убийстве следователя.
Убийство следователя
Автомобиль и.о. начальника следственного отдела по Советскому району Махачкалы Арсена Гаджибекова был расстрелян неизвестными в ночь на 14 декабря 2011 года. От полученных ранений мужчина скончался на месте. Инцидент произошел у подъезда пятиэтажного дома, где проживал убитый. Читайте подробности
Гаджибеков участвовал в раскрытии ряда тяжких преступлений, в том числе теракта в Кизляре в 2010 году, когда десять человек погибли, а еще 270 пострадали.
Кто будет защищать мэра Махачкалы
Крутер уже оспорил арест своего подзащитного Амирова, состояние здоровья которого не позволяет ему находиться в СИЗО, и просил суд избрать своему клиенту меру пресечения в виде залога или домашнего ареста. Рассмотрение жалобы ориентировочно состоится через 2-3 недели в Московском городском суде. Подробнее об этом
"У моего клиента сахарный диабет. Если у него вдруг резко "прыгнет" сахар в СИЗО, то он может впасть в кому", — сказал адвокат.
На Амирова неоднократно покушались — по данным ряда СМИ, на главу Махачкалы было совершено 22 покушения, в 1993 году одна пуля повредила позвоночник Амирова, с тех пор он не может ходить.
Арест и комментарий самого Амирова
"Сам Амиров считает свое дело "политическим заказом". Он человек авторитетный, уважаемый и неудобный", — сказал Крутер. По словам адвоката, в республике сменилось руководство и Амиров стал неудобным человеком. Крутер также напомнил, что его клиент пережил 15 покушений. Читайте об этом
Как сообщил Крутер, он просил суд избрать своему клиенту меру пресечения в виде залога или домашнего ареста. Так как Амиров не может сам за собой ухаживать. "Амиров инвалид первой группы. У него нет обеих ног, у него сахарный диабет, может наступить кома. Судья взяла на себя большую ответственность, заключив его под арест", — добавил адвокат.
Амиров жалуется на условия содерждания в СИЗО
По словам адвоката, Амиров не получает в СИЗО достойного обслуживания. "Амиров не получает лекарства, ему даже негде помыть руки. А ведь у него очень тяжелое состояние здоровья", — сказал Крутер.
"Обвинение не может обосновываться на показаниях отморозка"
Обвинение против мэра Махачкалы Саида Амирова не может строиться на показаниях "отморозка"-боевика, считает адвокат чиновника Марк Крутер. Читайте подробнее
В дагестанских кулуарах уверяли, что предыдущий руководитель Дагестана Магомедсалам Магомедов обращался к Москве с просьбой о помощи в противостоянии с Амировым. Однако был снят с должности он сам, что никого не удивило: Москва, будто боясь, что станет еще хуже, старалась резких движений в Дагестане не делать.
На самом деле, признаки новой решительности Москва стала обнаруживать задолго до того, как 31 мая было заведено дело об убийстве следователя СКР. До того, как вместе с Амировым были задержаны десять человек, судя по всему — из его близкого окружения, федеральные правоохранители, не слишком привлекая местных коллег, изрядно прошерстили окружения других сильных людей Дагестана, и некоторые наблюдатели полагают, что задержание Амирова может оказаться не последней сенсацией.
О том, во что может вылиться история с Амировым для Дагестана, читайте в материале обозревателя РИА Новости Вадима Дубнова
Вслед за отцом
В Москву вслед за мэром Амировым отправились его сыновья. Руководитель республиканского управления Федеральной службы судебных приставов Далгат Амиров и председатель комитета по законодательству и госстроительству дагестанского парламента Магомед Амиров взяли отпуска, чтобы в этот период быть рядом с отцом.
Между тем, источник в правительстве рассказал РИА Новости, что власти республики могут поставить вопрос о соответствии личностей сыновей занимаемым должностям. Однако непонятно, связано ли это с их репутацией или профессиональными качествами.
"Ярлык виновности уже повешен"
"Теперь, когда ярлык виновности в отношении Амирова уже повешен, трудно рассчитывать на объективность следственных действий и всего расследования в целом", — говорится в заявлении парламентариев, поступившем в РИА Новости.
Депутаты считают, что мэра Махачкалы могли оговорить. По их мнению, Амиров зарекомендовал себя как общественный и политический деятель, имеющий награды и заслуги различного уровня. Подробнее читайте в материале
Комментарии политиков и однопартийцев
Заместитель секретаря генсовета ЕР Андрей Исаев: "Это не ударит по имиджу партии. Понятно, что в большой политической партии могут быть и люди, действующие незаконными средствами и незаконным путем. Никто не может быть застрахован от ошибок, как и жители Махачкалы, которые избирали своего мэра". Он отметил, что главное для партии, как и любой другой структуры, — умение исправлять ошибки.