(Ворчалка № 248)
AR – это аббревиатура от английского словосочетания Augmented Reality. Дополненная реальность. Речь о дополнении реальности любыми виртуальными элементами. Самый известный пример AR – линия, показывающая нахождение ближайшего к воротам полевого игрока при телетрансляции футбольных матчей.
О дополненной реальности говорят и пишут сравнительно давно. И повсеместное распространение легких и мощных коммуникаторов со встроенными фотокамерами и достаточными дисплеями уже перевели дополненную реальность в категорию существующей и используемой не только в спортивных телевизионных трансляциях, но и, что называется, в быту.
Нельзя сказать, что AR сегодня вполне хороша; многие программы, ее использующие, пока достаточно несовершенны и даже раздражают, однако это вполне естественно для сравнительно новой технологии.
Выбрать такой предмет для описания меня подтолкнуло недавнее обновление нокиевских карт HERE Maps на WP-смартфонах Lumia, после которого они обладают возможностью дополнять реальность.
Что-то в этом роде у Nokia уже было сравнительно давно. Программа называлась Foursquare. Она определяла с помощью геолокации ваше местоположение и демонстрировала разные привлекательные на ее (или ее рекламодателей) взгляд места. Вроде магазинов, ресторанов, кафе. Порой даже с фотографиями интерьеров или блюд, с номерами телефонов и подсказками, как пройти.
Не сказать, чтоб такой сервис был совсем уж уникальным или даже первым. Сравнительно давно существует, например, очень похожая программа для Android – Layar, и пока толком недоделанная Wikitude Drive.
Однако в подобных программах с применением дополненной реальности важна не столько реализация привязки окружающей среды к существующей базе данных (она происходит через геолокацию, использование компаса, а иногда и других датчиков), сколько сама база данных. Важно, насколько она полна и насколько соответствует вашим интересам.
Местные жители, пользуясь уже существующими программами, частенько создают собственные, отличающиеся от родительниц исключительно своими базами. Как, например, сделали на Украине ("Интересный Киев").
Тем не менее, поскольку база данных у Nokia создается давно и успешно, ей мы уже не удивляемся, а только радуемся появившейся в ее картах (HERE Maps) новой визуальной возможности. Которая называется LiveSight.
Выглядит это так. Вы запускаете HERE Maps и видите на ней зеленый кружок. Нажав на него, вызываете картинку глаза. Нажимаете на глаз, и вызываете уже сам локатор.
Еще можно вызвать локатор, нажав на карте иконку слоев и обнаружив наверху строчку LiveSight.
После этого программа может попросить вас подстроить компас, проделав для этого коммуникатором восьмерку в воздухе.
И, наконец, предъявит вам картинку с камеры. Количество и площадь дополненности реальности будет зависеть от угла, под которым вы держите телефон. Если он окажется перпендикулярным к земле, то на экране будет только реальность плюс небольшая картинка локатора в левом верхнем углу с объективом, глядящем в небо. Если повернуть коммуникатор параллельно земле – круглый фрагмент карты с "глазом" локатора в центре и сектором его обзора. При промежуточных же положениях круг станет эллипсом и уйдет вниз экрана, так что получится, что под ногами у вас внятный фрагмент карты со всеми (подписанными) улочками и переулками и со значками "точек интереса". А выше – реальная реальность, которую можно соотнести с картой.
Нажав на любой из значков, вы получаете табличку с названием и приблизительное время пешего хода до него, а нажав на табличку – довольно полную о нем информацию, с телефонными номерами и предложением проложить по карте маршрут.
Не знаю, насколько и для кого все это может оказаться реально полезным, но выглядит это крайне прикольно и практически завораживающе. Крайне приятно, что такая программа появилась не как добавочная, о существовании которой редко кто и узнал бы, а как встроенная в официальную прошивку всех Люмий. То есть дополнительная реальность пошла в народ.
Несмотря на то, что и водительская (авто-пешеходо-навигационная) программа Nokia HERE Drive + Beta основана ровно на тех же картах, ее нововведения дополненной реальности не коснулись (как почему-то не коснулся и "слой пробок", наличествующий в картах и отсутствующий в навигации). Может, потому, что Beta.
Есть еще как минимум одна навигационная программа (я знакомился с ее версией для Android), которая использует дополненную реальность и для вождения. Не знаю, насколько эффективно, но эффектно – это точно. Называется она Route 66 Maps + Navigation. Забавно, что и сама программа, и карты к ней бесплатны (только для закачки подробных дополнительных карт буквально всего мира надо зарегистрироваться на сайте), а вот фича по имени Follow Me, с дополненной реальностью, требует уже денег. Около 20 евро.
![Виртуальный автомобиль Route 66 Maps + Navigation Виртуальный автомобиль Route 66 Maps + Navigation](https://cdnn21.img.ria.ru/images/94098/95/940989522_0:0:600:402_768x0_80_0_0_8cb655f31a464156c938337346449ac7.jpg)
Работает она так. Вы задаете точку назначения и следуете к ней не по стрелочкам на экране и не по звуковым подсказкам (которые, впрочем, могут и не отключаться), а за едущей впереди виртуальной машиной. Цвет которой вы сами выбираете в настройках. Машина едет, куда вам надо, загодя и где положено включая поворотники, вы же просто следуете за ней. Должен заметить, что даже самые лучшие из попробованных мною навигационных программ на сложных развязках или на "вариантных" поворотах вполне способны или ввести вас с заблуждение, или, как минимум, притормозить, чтобы вы смогли разобраться. Здесь такие проблемы исключены в принципе. Следуй за мной! Задача "уложить" виртуальный автомобиль на реальную дорогу, как мне кажется, непроста, однако программисты Route 66 справились с ней как минимум удовлетворительно.
Карты Москвы у Route 66 тоже показались мне достаточными, хотя, как в недавнем прошлом те же iGO и TomTom, знают далеко не все междворовые проезды и прочие мелочи. Зато трехмерных моделей знаковых ориентиров: зданий, стадионов, у Route 66, как мне показалось, не меньше, чем у iGO и той же Nokia HERE Drive + Beta, и они поддаются приближению и вращению с помощью пары пальцев.
И последняя навигационная программа, использующая дополненную реальность, которой я хотел сегодня коснуться, – это iOnRoad, тоже знакомая мне только по версии под Android.
![Скриншоты iOnRoad Скриншоты iOnRoad](https://cdnn21.img.ria.ru/images/94099/11/940991198_0:0:795:480_768x0_80_0_0_9064661378632c8cf8fcc2c2ef0e7317.jpg)
В ней реальность дополняется не виртуальным автомобильчиком и не значками достопримечательностей (за которыми, ведя автомобиль, вряд ли станешь особо следить), а крайне важной для вождения информацией. То есть программа, во всяком случае теоретически, вычисляет расстояние до идущих впереди машин, и определяет, скажем, выезд на встречную полосу, о чем и предупреждает. Зеленая табличка с расстоянием превращается сперва в желтую, потом в красную и сопровождается тревожным звуком, если вы слишком приблизились к идущему перед вами автомобилем или выехали на встречную.
По моим впечатлениям, iOnRoad, работает посредственно: часто выдает ложные предупреждения, а подлинные иной раз и пропускает. Это несмотря на то, что требует точной настройки, по двум уровням.
Дело, в общем, понятное: ей приходится определять положение машины и расстояния до окружающих автомобилей имеющимися средствами. А их в нынешних коммуникаторах их пока недостаточно. Будем надеяться, что прибавятся специальные, дальномерные. Ибо датчики расстояния пока довольно уверенно определяют, поднесли ли вы телефон к уху, но померить сквозь стекло, насколько близок идущий впереди автомобиль, сами пока не способны. И приходится комбинировать разные данные, чтобы как-то что-то высчитать.
Последняя проблема, которая объединяет iOnRoad и у Route 66 (коммуникатор с HERE Maps мы по определению держим в руке), – что ваш коммуникатор в машине должен быть укреплен так, чтобы держалка не закрывала объектив. Таких я встречал полторы модели.
Однако, полагаю, что, когда в близком времени решатся проблемы с надежностью работы и удобством навигаторов с дополненной реальностью, то появятся и удобные держалки.
Про дополненную реальность применительно к сегодняшним смартфонам можно говорить еще много: и в игровом смысле, и в чисто информационном (Google Goggles, например), – но тут я решил ограничиться исключительно дополненной навигацией.
Кстати, и HERE Maps, и iOnRoad, и Route 66 для дополненной реальности нахождения в Сети не требуют. Что довольно естественно, поскольку сама реальность поступает к вам на экран непосредственно через объектив камеры, а сопутствующие данные берутся из базы данных, создаются внутри или внутри же вычисляются.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции