Пока в формировании бланков и заданий ЕГЭ присутствует человеческий фактор, ответы в интернете будут появляться, и никакое ужесточение условий сдачи экзаменов не поможет. Наоборот, это порождает азарт, желание обойти систему и делает детей преступниками, считает директор новосибирской школы №65, депутат Горсовета Новосибирска Владимир Алексеев.
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов пообещал ужесточить требования к проведению ЕГЭ по математике, но у меня нет уверенности… Систему ЕГЭ они сами вводили. Разговор о проблемах с этими экзаменами шел на самом высоком уровне: с участием президента и премьер-министра. При президенте даже создавалась рабочая группа. Потом это благополучно забылось. Все видимо решили, что проблема рассосется сама собой. Сейчас она обрастает невероятными слухами и фактами.
Если раньше учителей упрекали в том, что они главные взяточники и воры в стране, то сейчас от ЕГЭ и связанных с ним поисков врага дети страдают. Теперь мы водим учеников как заключенных: группами, в разные школы, подбираем учителей с разными профилями, чтобы не дай бог в аудитории не было учителей-предметников. Это тотальное недоверие.
На блокировку сайтов, установку глушилок тратятся большие средства. Но с кем идет борьба? Инопланетяне прилетели? Или, может быть, зарубежный десант высадился нас завоевывать? Боремся с детьми с девятых классов, обыскиваем их. Это очень унизительно. И мы еще удивляемся, что они начинают таким образом выходить из ситуации?
Смешно и больно на это смотреть, а потом слушать людей, которые говорят, что ЕГЭ – эта панацея, способная решить все проблемы. Получается-то наоборот. Печально наблюдать, как из детей делают преступников: их отлавливают, заводят уголовные дела. А за что? Как и в чем дети провинились? Но они всегда во все времена списывали и делали шпаргалки!
Думаю, и первые люди нашего государства писали шпаргалки. Это отличный способ для тех, у кого зрительная память хорошая. Я, например, всегда писал шпаргалки, но не умел их использовать. Зато память зрительная у меня хорошая: так лучше запоминал.
Сейчас в России активно реформируется образование, тратятся огромные деньги из различных бюджетов. Но уровень престижности профессии учителя и знаний наших российских учащихся неуклонно снижается. Как говорил Жванецкий: "Может быть, в консерватории какой-то винтик повернуть?"
Нужно научиться доверять учителям и детям. Потому что те, кто списывает, им нужно наскрести на тройку, а хорошие умные дети из-за этого страдают. Они заполняют унизительные листочки, в которых не поставленные прочерк или точка бездушно оставят человека со справкой. Это настоящая инквизиция.
Сейчас с 27-28 мая школы не работают. Мы сдвигаем уроки, учителя ходят по разным школам, сидят в разных кабинетах, не дай бог кто-то где-то поздоровался или кивнул головой, это будет истолковано как угодно. Президент говорил, что веб-камеры, которые установили для выборов, будут использоваться во время ЕГЭ. Черта с два! На следующий же день их убрали.
В век продвинутых технологий и развития интернета никак нельзя повлиять на попадание ответов на ЕГЭ в сеть. Наши люди уже привыкли, что чем труднее и невыполнимее задание, тем интересней его обойти, даже если понадобится приложить больше усилий.
Предотвратить это невозможно еще и потому, что есть человеческий фактор. Пока в создании и формировании заданий для экзаменов будут участвовать люди, пока есть руки, которые кладут задания в пакет, тот самый пресловутый человеческий фактор. Даже в ФСБ и ЦРУ, самых закрытых в мире организациях, есть выхлопы, когда, к примеру, выкладываются в интернет переговоры первых лиц государств.
"Если не ЕГЭ, то что?" — вот главный вопрос сторонников подобной формы экзамена. Они говорят: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". Мне кажется, чтобы как-то изменить ситуацию с выпускными экзаменами в лучшую сторону, нужно ввести комбинированную форму их проведения.
ЕГЭ в том виде как он существует можно оставить для точных наук. Это позволит сократить время проведения экзаменов. Раньше бывало, что если в классе 20-30 учеников, проверка знаний затягивалась до позднего вечера.
Для гуманитарных – русского и иностранного языков, литературы — лучше вернуть традиционную форму. Еще необходимо сохранить принцип добровольности выбора форм. И повторюсь, нужно больше доверять учителям и детям.