НОВОСИБИРСК, 1 июня — РИА Новости. Очередь в детские стала постепенно уменьшаться в Новосибирске. Но вместе с тем актуальней стала другая проблема — в садиках не хватает воспитателей, особенно, талантливых, с хорошим профильным образованием и опытом. Корреспондент РИА Новости Ирина Ткач выяснила причины кадрового голода и поинтересовалась: кто же все-таки идет в воспитатели.
Ждем воспитателей
Никита получил путевку в детский сад летом прошлого года, но не смог начать детсадовскую жизнь с сентября, как планировалось. "Нам постоянно говорили — группу мы набрали, но нет воспитателя. Ничего не можем поделать", — вспоминает его бабушка Елена. В результате ожидание растянулось на два месяца. И этот случай для Новосибирска не уникален.
В городе активно строят новые детские сады, организуют группы в школах, освобождают бывшие садики от арендаторов. К примеру, в прошлом году в Новосибирске было сдано 3,7 тысячи новых мест для дошкольников. В 2013 власти обещают ввести в строй 16 новых объектов на 3,45 тысячи мест. В общей сложности, к концу года получится 65,6 тысяч мест. А к 2017 году их число увеличится еще почти на 10 тысяч.
Однако за детьми в садах некому смотреть. О нехватке кадров говорят все: представители мэрии, заведующие детскими садами и сами воспитатели.
"В прошлом году нам нужно было найти почти 400 человек персонала. Ни педуниверситет, ни педучилище столько специалистов не готовят…", — говорит начальник главного управления образования Новосибирска Наталья Копаева.
Сейчас, по ее словам, большая часть вакансий закрыта. Но проблема вновь обнаружится, когда введут в строй следующие детсады. А, кроме того, многие воспитатели не имеют необходимого образования.
"Нам бы хотелось, чтобы качество работников, их квалификация и вообще отношение к работе были иными", — признает Копаева.
Зарплата 10 тысяч
Основной проблемой специалисты называют слишком низкую заработную плату. Так, например, по данным рекрутингового агентства HeadHunter, не прослеживается заметной зависимости размера предлагаемой заработной платы даже от формы собственности — она везде низкая: в муниципальных детсадах предлагают от 9 до 15 тысяч рублей, в частных — от 11 до 18 тысяч.
"С января 2013 года мы не имеем права платить меньше 9 тысяч 30 рублей нянечкам. Это, с одной стороны, хорошо, но с другой — зарплатный фонд у нас остался прежним. Приходится перераспределять, забирать средства у воспитателей", — рассказывает заведующая одного из новосибирских детсадов.
В результате воспитатели — выпускницы колледжа и педуниверситета — получают около 10 тысяч рублей. Зарплата педагогов с большим стажем и высокой квалификацией может достигать 17 тысяч.
По словам собеседницы агентства, ситуация складывается лучше только в тех детсадах, где уже есть свои традиции, если они участвуют в профессиональных конкурсах и имеют логопедические и ортопедические группы. Здесь зарплаты воспитателей могут быть и 20 тысяч рублей.
Карьера в обмен на место
Садикам-новостройкам приходится "заманивать" персонал своей новизной оборудования, коммуникаций и местами для детей. "Многие приходят работать, чтобы устроить ребенка в сад. К тому же молодых мамочек работодатели особенно нигде не ждут. Если ребенок только пошел в садик, то пока идет адаптация, он может часто болеть. А значит, женщина регулярно будет на больничном", — констатирует заведующая.
Истории трудоустройства большинства опрошенных РИА Новости специалистов эту теорию подтверждают. Редактор Галина сменила работу ради ребенка: сыну было почти три и нужно было срочно решать вопрос его устройства в садик.
"По обычной очереди получалось, что мы туда сможем попасть не раньше чем через год. Поэтому когда мне предложили пойти воспитателем, я согласилась. Сейчас сын уже в старшей группе, и я уволилась — зарплата в садике не соответствует предъявляемым требованиям и ответственности", — признается она.
Елена, имеющая математическое педагогическое образование, тоже пошла работать воспитателем, чтобы у ее дочки появилась возможность ходить в детсад. Дочка пошла в школу, в мама в саду работать осталась — понравилось. Но, проработав воспитателем десять лет, она все-таки уволилась. Причина та же — низкая зарплата и высокие требования.
Воспитатель Марина также пришла в сад ради места для ребенка и решила, что именно здесь ее место. "Я всю жизнь хотела быть воспитателем, но так получилось, что стала экономистом… Сейчас собираюсь учиться и получить образование, позволяющее работать с дошкольниками", — говорит девушка.
Таких воспитателей, не имеющих профильного образования для работы с детьми, отправляют на специальные краткосрочные курсы. Однако, как комментирует заведующая, такие случаи, чтобы человек оставался, хотел дальше учиться, редки. В дальнейшем большинство тех, кто пришел в сад вместе со своим малышом, все же уходят.
Мама — не воспитатель
"Ситуация безвыходная, поэтому и приходится брать мам с детьми. Но такая мама еще не воспитатель, она должна им стать", — комментирует доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства Раиса Беляева.
По ее мнению, все зависит от администрации садика. Если методист хорошо с ней работает, поможет, расскажет особенности, ей создают условия для обучения, то ничего страшного в отсутствии профильного образования нет.
"Если же женщина брошена — это катастрофа", — считает собеседница.
Ее коллега по кафедре старший преподаватель Татьяна Шмакова убеждена, что работа с детьми воспитателей без знания специфики может даже навредить малышам.
"Все-таки мама с ребенком дома — это одно, а когда их двадцать — совсем другое. Страшно смотреть, как такие воспитатели с детьми работают: нужно уметь где-то пошутить, где-то переключить, знать их потребности. Далеко не каждая мама с этим справится", — говорит педагог.
По мнению заведующей садика, все не столь категорично плохо. Она говорит, что и мамы, пришедшие в сад от безвыходности, обнаруживают в себе педагогический талант. И учеба помогает. Но ситуация с кадрами останется сложной до тех пор, пока не будет решен денежный вопрос. "Мы должны иметь возможность предлагать воспитателям как минимум 15 тысяч", — резюмирует она.