САРАЕВО, 1 июн — РИА Новости, Юлия Петровская. Два последних приговора, которые вынес Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге, вызвали бурную полемику среди политиков, правозащитников и тех, кто напрямую пострадал от конфликтов 1990-х годов на Балканах.
Без единой истории
Речь идет о вердиктах по двум не связанным между собой делам о военных преступлениях. В четверг гаагский суд оправдал двух бывших руководителей службы государственной безопасности Сербии, для которых прокуратура требовала пожизненное заключение за преступления в Хорватии и Боснии и Герцеговине. А днем раньше МТБЮ приговорил к длительным срокам шестерых боснийских хорватов за попытку создания "Великой Хорватии" при поддержке ныне покойного президента Хорватии Франьо Туджмана.
Судебные процессы над высокопоставленными политическими и военными деятелями 1990-х годов всегда привлекают внимание общественности и правительств стран бывшей Югославии. При этом реакция на приговоры здесь не бывает однообразной, что естественно для обществ, которые по-разному оценивают причины и последствия кровавых событий.
Представители жертв редко бывают удовлетворены вердиктами, даже если преступников осуждают на длительные сроки. А официальные власти отдают предпочтение оправдательным приговорам, когда речь заходит об их соотечественниках, тем более, если фигуранты судебных процессов были тесно связаны с правящими кругами в период войны.
Станишич и Симатович: свободны, но не прощены
Бывший руководитель службы госбезопасности Сербии Йовица Станишич и его помощник Франко Симатович, оправданные в четверг МТБЮ и освобожденные в зале суда после 10 лет нахождения в предварительном заключении, избежали общения с журналистами, которые ждали их прибытия из Гааги в белградском аэропорту. Прилетевших правительственным самолетом деятелей не встретил никто из официальных лиц. Однако премьер-министр Сербии Ивица Дачич заявил накануне, что решение об их освобождении имеет большое значение для Белграда.
Трибунал признал Станишича и Симатовича невиновными в преступлениях против человечности и нарушении законов и обычаев войны в ходе конфликтов в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Конкретно их обвиняли в том, что они организовывали, финансировали, вооружали, тренировали и полностью контролировали сербские полувоенные формирования, которые совершали преступления против мусульман и хорватов (преследования, убийства, депортации).
"Правительство Сербии выступало и выступает за справедливые судебные процессы в гаагском трибунале, поскольку это единственный способ установить правду о преступлениях и создать условия для примирения, обеспечения прочного мира и стабильности в регионе", — сказал Дачич, возглавляющий Соцпартию, которая находилась у власти в Сербии в период всех войн, сопровождавших распад Югославии.
То, что служба госбезопасности Сербии была задействована в вооруженных конфликтах, на Балканах является секретом Полишинеля. Поэтому вердикт суда вызвал столь резкую критику со стороны многих правозащитников и родственников жертв.
Так основательница Фонда гуманитарного права Наташа Кандич назвала решение МТБЮ по делу Станишича и Симатовича неожиданным. "Суд признал, что они поддерживали и оказывали помощь военным формированиям, однако без знания о том, что эти формирования могли совершать преступления. Мы вновь сталкиваемся с ситуацией, когда теряется след военных лидеров", — отметила сербская правозащитница. Ее коллега Сандра Орлович сказала агентству "Танюг", что оправдательный приговор играет на руку "властелинам войны", но не приносит никакой справедливости жертвам.
Глава организации "Матери Сребреницы" Хатиджа Мехмедович считает, что "все делается для того, чтобы наградить преступников, и наказать жертв". "Мы прекрасно знаем, откуда пошло зло, кто является архитектором и организатором ужасов, чьи танки и оружие использовались здесь", — сказала Анатолийскому агентству Мехмедович, которая представляет жертв боснийского города Сребреница, где сербские формирования в июле 1995 года расстреляли, по оценкам экспертов, около 8 тысяч мусульман.
Сербия избежала ответственности?
Наблюдатели отмечают, что за 20 лет существования МТБЮ никто из представителей высшего руководства Сербии (за исключением некоторых офицеров Югославской народной армии) не был осужден за преступления в Хорватии и БиГ.
Между тем многие считают обоснованным обвинительное заключение по делу тех же Станишича и Симатовича, в котором говорится о совместном преступном деянии, целью которого было создание "Великой Сербии" путем изгнание хорватов и мусульман со значительных территорий Хорватии и Боснии и Герцеговины. По оценке стороны обвинения, за этим проектом стоял ныне покойный президент Сербии Слободан Милошевич и другие сербские деятели.
Хорватская газета Novi list приходит к выводу, что приговором Станишичу и Симатовичу МТБЮ, по сути, "амнистировал" Милошевича, который скончался в стенах гаагского трибунала до вынесения приговора. "Получается, что не было этнических чисток и никакого преступного сговора с целью создания Великой Сербии", — пишет издание.
Приговор проекту "Херцег-Босна"
Не менее острую полемику вызвал обвинительный приговор, который гаагский трибунал вынес шести лидерам самопровозглашенного образования боснийских хорватов Херцег-Босна, существовавшего в БиГ в 1992-1994 годах. Самый большой срок — 25 лет, получил бывший премьер Херцег-Босны, Ядранко Прлич.
Суд признал всех шестерых участниками совместного преступного деяния, целью которого было насильственное изгнание мусульманского и иного нехорватского населения и присоединение территорий БиГ к Хорватии. МТБЮ постановил, что к данному преступлению был причастен ныне покойный президент Хорватии Франьо Туджман и военное руководство страны.
Судебный вердикт вызвал одобрение со стороны политических партий и общественных организаций боснийских мусульман. Основная реакция такова: это приговор продолжающимся попыткам лидеров боснийских хорватов создать собственное территориальное образование в БиГ и расколоть страну.
Юристы отмечают, что у пострадавших появилась возможность требовать от Хорватии компенсаций. Так, Сакиб Софтич, представлявший интересы БиГ перед Международным судом в Гааге, сказал, что "в хорватские суды могут быть поданы гражданские иски, касающиеся всех преступлений, к которым причастна Хорватия".
Между тем власти в Загребе не спешат ставить точку в данном вопросе, напоминая, что этот приговор может быть обжалован, а значит, окончательный вердикт еще только будет вынесен. Премьер-министр Хорватии Зоран Миланович призвал МТБЮ пересмотреть приговор боснийским хорватам и напомнил, что ранее, во время судебного процесса над генералом Анте Готовиной, который обвинялся в преступлениях против сербов в Краине в 1995 году, судьи установили, что военно-политическое руководство Хорватии не было причастно к преступлениям.
Хорватия под ударом МТБЮ за месяц до вступления в ЕС
Особое внимание к приговору лидерам Херцег-Босны объясняется тем, что через месяц Хорватия официально присоединится к Евросоюзу. Признание покойных лидеров Хорватии 1990-х годов в качестве военных преступников неприемлемо для Загреба как с точки зрения имиджа, так по политическим соображениям.
Ветераны хорватского конфликта остаются влиятельной силой, ориентированной на партию "Хорватское демократическое содружество", которую создавал Туджман. А ХДС, находящаяся сейчас в оппозиции, уже вскоре может вернуться к власти, о чем свидетельствуют результаты недавних выборов в Европарламент и итоги первого тура местных выборов.
Как бы там ни было, известный интернет-портал Index.hr, отмечает, что вердикт МТБЮ означает лишь одно: Хорватия совершила агрессию на Боснию и Герцеговину, а преступления из Загреба координировал Туджман с целью создания "Великой Хорватии".
Реакция в странах бывшей Югославии на последние приговоры МТБЮ свидетельствует о том, что вновь на второй план отходит вопрос осознания истинных причин, которые привели к завоеванию территорий, освобожденных от людей другой национальности. А главный посыл суда — отбить желание совершать в будущем подобные преступления — как будто проигнорирован.