МОСКВА, 31 мая - РИА Новости, Мария Токмашева. Победителей 66-го Каннского фестиваля назвали 26 мая. Главный приз - "Золотая пальмовая ветвь" - достался картине француза Абделатифа Кешиша "Жизнь Адель. Часть 1 и 2". В России больше обсуждали не художественные преимущества фильма, а то - покажут у нас или нет историю об однополой любви.
Быстрее, выше, синее
Итоги 66-го Каннского фестиваля вызвали неоднозначную общественную реакцию, однако были по достоинству оценены кинокритиками и экспертами. Фильм "Жизнь Адель. Часть 1 и 2" (или "Синий - самый теплый цвет", как звучит международное название картины) - достойный обладатель "Золотой пальмовой ветви". Это не фильм-скандал, не вызов гомофобному обществу и не очередная реплика "еще одного режиссера" на модную тему, это действительно талантливая история о первой влюбленности, которая в силу природы может быть абсолютно разной.
Победители Каннского кинофестиваля >>
В России картину Кешиша сначала увидят зрители 35-го Московского международного кинофестиваля, который пройдет с 20 по 29 июня. Широким прокатом же будет заниматься компания "Кино без границ" - на больших экранах лента предположительно выйдет в ноябре, но вот в каком варианте, пока неизвестно. Есть в картине пара довольно откровенных эротических сцен, которые могут стать достаточно серьезным препятствием для получения прокатного удостоверения. Сам режиссер, впрочем, на каннской пресс-конференции отметил, что, если в каких-либо странах из фильма захотят убрать некоторые сцены, он будет стараться найти компромисс. Так что, стоит надеяться, что главный фильм 66-го Каннского фестиваля до российских зрителей все-таки дойдет.
Читайте дневники Каннского кинофестиваля >>
Остальной расклад фестивальных наград, по большому счету, никаких вопросов и не вызывает. Разве что Джима Джармуша с его поражающей своим эстетизмом картиной "Выживут только любовники" оставили без наград. Но, с другой стороны, Джармушу в Канне давали уже и "Золотую камеру", и главный приз за короткий метр, и награду за вклад, и спецприз жюри. Так что здесь выбор был только один - либо давать "Золотую пальмовую ветвь" (все остальные призы выглядели бы странно), либо не давать вообще ничего. Жюри, видимо, подумало так же и решило выбрать второй вариант.
Гран-при честно отошло лирическому фолк-мюзиклу "Внутри Льюина Дэвиса" знаменитых братьев Коэнов - фильму, рассказывающему об очередном симпатичном, но не очень удачливом парне. Лента изобилует фирменными коэновскими диалогами и такими же фирменными второстепенными персонажами. Исполнителем лучшей мужской роли стал 76-летний Брюс Дерн, сыгравший в черно-белой ленте Александра Пэйна "Небраска". Актер работал еще с самим Хичкоком и выбрал этот фильм для завершения карьеры. Завершение это получилось крайне трогательным и талантливым: Дерн играет ворчливого и неугомонного старика-алкоголика Вуди Гранта, который искренне верит, что выиграл миллион долларов и собирается идти за ним из Монтаны в соседнюю Небраску, неподалеку от которой когда-то провел молодость.
Женской наградой жюри отметило француженку Беренис Бежо, которую после фильма "Артист" знает уже весь мир. Но за "Артиста" она в 2011 году каннский приз не получила (жюри тогда отметило работу ее коллеги - Жана Дюжардена), так что теперь нужно было наверстать упущенное. В семейной драме иранца Асгара Фархади Бежо сыграла неуравновешенную Мари, которая разводится с мужем-иранцем и не может найти никакого контакта с дочерью-подростком. Работа вполне достойная, но не более того. Хотя жюри нынешнего фестиваля из женщин-актрис особо выбирать было и некого - с учетом того, что девушки из "Жизни Адель" разделили со своим режиссером "Золотую пальмовую ветвь".
Цветы и перья: 11 образов на закрытии Каннского фестиваля >>
Никого не удивил и приз жюри, который достался японской мелодраме "Каков отец, таков и сын" (Soshite chichi ni naru) режиссера Хирокадзу Корээда - довольно захватывающе сделанной, практически сериальной, истории (хотя фильм основан на реальных событиях) о том, как две семьи узнают, что их детей шесть лет назад перепутали в роддоме. Награда за лучший сценарий также вполне ожидаемо "ушла" китайцу Цзя Чжанкэ, остроумно представившему в истории четырех разных людей коллективный портрет не столько жестокости, сколько царящей повсюду несправедливости.
Единственным сюрпризом 66-го Каннского фестиваля можно считать, пожалуй, только приз за режиссуру, который получил самый молодой участник конкурса мексиканец Амат Эскаланте. Его фильм "Эли" (Heli), как и предыдущие работы режиссера (кстати, участвовавшие в параллельных программах основного конкурса Канна), вновь о проблемах современной мексиканской провинции с ее безработицей, коррупцией, наркоторговлей и якобы борьбой с ней. Многие критики и зрители упрекали этот фильм в излишней жестокости. Там и впрямь много достаточно ярких, запоминающихся сцен насилия. Но только слишком уж видно, что они намеренно сделаны для того, чтобы эпатировать публику. Ни о какой искренности, сочувствии, попытке реально описать ту или иную социальную проблему в фильме Эскаланте речи не идет. Но с другой стороны, у Эскаланте еще не такой большой не то, что кинематографический, но и жизненный опыт, так что эту награду мексиканец должен воспринимать исключительно как аванс для будущей работы. И не более того.