С.-ПЕТЕРБУРГ, 31 мая – РИА Новости, Любовь Лепшина. Практически каждый житель мегаполиса время от времени заходит перекусить в столовую, кафе, ресторан. В летний сезон возрастает опасность получить отравление после такого перекуса. Начальник отдела надзора за питанием населения Роспотребнадзора по Петербургу Галина Дмитриева рассказала РИА Новости, на что нужно обращать внимание при посещении мест общественного питания, чтобы свести риск отравления к минимуму.
Чистота - залог здоровья
В первую очередь, по мнению эксперта, стоит обратить внимание на внешний вид заведения. "Если в заведении неубранные столы, грязные подносы, плохо промытые столовые приборы и посуда, то здесь ни в коем случае есть нельзя", - считает Дмитриева, добавив, что и форменная одежда у персонала должна быть чистой.
В любом заведении общественного питания должно быть место, где посетитель может помыть руки. "Бывает, где-то экономят, говорят, что туалета нет или предлагают пройти в туалет для персонала. Это недопустимо ни в коем случае. Потому что человек с улицы может быть потенциально больным, а персонал регулярно проходит медосмотры и должен быть здоровым", - сказала Дмитриева.
Сомневаешься? Проходи мимо
При посещении кафе или ресторана должно насторожить, если нигде не указывается название юридического лица. "Эта информация должна указываться на вывеске и в меню, если этого нет, тогда не стоит даже заходить в такое заведение", - отметила эксперт.
По ее мнению, не стоит рисковать здоровьем и заказывать еду в сезонных кафе, в так называемых шатрах. В любых заведениях должны быть условия для хранения продуктов и приготовления еды, должно быть водоснабжение для мытья приборов: разделочных досок и ножей.
"В сезонных кафе, как правило, соблюсти эти условия очень сложно. Или невозможно вовсе. Если вам хочется поесть шашлыка на свежем воздухе, то лучше делать это на летних террасах при стационарных кафе и ресторанах, где вероятность того, что все санитарные нормы соблюдаются, значительно выше", - считает Дмитриева.
Еда через интернет
Дмитриева советует отказаться и от заказов еды через сайты. "Самое большое количество обращений с жалобами на некачественную еду как раз в адрес подобных сайтов", - говорит Дмитриева. По ее словам, делая заказ в интернете, люди не интересуется, кто и в каких условиях эту еду будет готовить, как она будет доставляться.
"В таких условиях нереально найти ответственное лицо, ведь, как правило, люди даже не просят чека", - говорит эксперт. Она добавила, что можно заказать еду через интернет, если на сайте указано наименование юридического лица, его адрес, номер лицензии. Однако даже это, по мнению эксперта, не будет являться гарантией качества.
Не ешь котлет
При посещении ресторана или кафе в летний период лучше не заказывать скоропортящиеся блюда, например, морепродукты или блюда из рубленого мяса.
"Не стоит заказывать летом блюда из фарша, фаршевая среда очень благоприятна для размножения микробов. Если заказывать мясо, то одним куском. Это же правило касается и рыбы", - говорит Дмитриева.
По ее словам, особенно опасны в жару и кремовые десерты. "Если уж и покупать их, то лучше это делать в магазинах, которые снабжены хорошими холодильными установками", - считает эксперт.
При заказе обязательно надо обращать внимание на температуру подаваемой пищи. Например, температура второго блюда должна быть не ниже 75 градусов. "Это должна быть горячая еда, а не чуть тепленькая, потому что именно в чуть тепленькой еде микробы очень хорошо развиваются", - говорит эксперт.
Получи подтверждение врача
Если так получилось, что вы все же отравились и хотите, чтобы недобросовестные работники общепита понесли заслуженное наказание, то первое, что требуется сделать — получить медицинское подтверждение факта отравления.
Если же вы почувствовали недомогание вечером или в выходной день, когда поликлиники закрыты, вызывайте бригаду скорой помощи.
Поможет Роспотребнадзор
Когда необходимые документы будут у вас на руках, можно попытаться договориться с сотрудниками заведения, где вы неудачно перекусили, во внесудебном порядке. "Как правило, в таких случаях представители общепита идут на компромисс", - говорит Дмитриева. Если же администрация заведения игнорирует претензии и не желает встречаться, тогда необходимо обратиться в Роспотребнадзор, указав точный адрес кафе или ресторана.
Как считает специалист, самое сложное - это доказать, что человек получил отравление именно в данном заведении, а не дома или в другом месте. "Хорошо, если человек укажет в заявлении конкретный продукт, которым он отравился. А если он посещал заведение не один, отравление было у нескольких человек сразу, то при расследовании можно обнаружить общий продукт и тогда можно установить (виновного)", - сказала Дмитриева.
По словам Дмитриевой, ведомство реагирует на все обращения, даже если они не подтверждены медицинской справкой. "Если в заявлении верно указан адрес предприятия, то мы обязательно выезжаем туда с проверкой и смотрим, есть ли там условия, которые могли бы способствовать пищевому отравлению", - говорит эксперт. Правда, она добавила, что официальное расследование по конкретному случаю ведомство может начать, только если имеется медицинское подтверждение факта отравления.