Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Власти Москвы еще раз подтвердили, что готовы окончательно и бесповоротно изгнать со столичных улиц маршрутки. В интервью газете "Московские новости" мэр Сергей Собянин заявил, что к 2014 году город почти полностью откажется от этого вида транспорта.
Мобильные маршрутки заменят автобусами большей вместимости. И мобильный транспорт останется только в тех местах, где "пехота не пройдет и бронепоезд не промчится". Все это делается в связи с созданием единой транспортной системы.
Все маршруты столичные власти намерены пересмотреть – добавить транспорта там, где его недостаточно, убрать, где избыточно – и разыграть их на конкурсе среди транспортных компаний. Автобусы и троллейбусы будут прокладывать путь по системе ГЛОНАСС, их оснастят оборудованием, необходимым для использования единых транспортных документов.
Как оно сейчас
Вроде бы, ничего сенсационного. Сергей Собянин эту идею продвигает с первых минут вступления в должность столичного градоначальника. По его мнению, это может частично решить проблему пробок и безопасности движения.
Приведу личный пример. Пользуясь наземным транспортом на пересечении Ленинградского и Волоколамского проспектов, я могу воспользоваться одним из трех троллейбусов, направляющихся из Тушино в центр. Ежедневно все повторяется – минут 10 ждешь на остановке, куда все прибывают и прибывают желающие, а потом приходит сразу три, а то и пять троллейбусов. При этом лишь первый из них забит, а все остальные идут налегке.
В то же время, чтобы добраться от Сокола до подруги, проживающей между станциями метро "Динамо" и "Петровско-Разумовская", мне нужно сменить несколько видов транспорта. Хотя фактически расстояние нужно преодолеть небольшое. При этом, что важно отметить, от "Динамо" самым удобным транспортом остаются маршрутки, которые стоят прямо рядом с метро и ходят регулярно. И к ним выстраивается очередь, поскольку даже местные жители вряд ли знают, где находится остановка автобуса, а главное – когда он вообще ходит.
Очень люблю эти надписи на остановках – "автобус ходит с интервалом в 20 минут". Понять, что это значит – то же самое, что ответить на вопрос, когда вернется продавец, если на магазине объявление: "ушла на 30 минут". Нет, я знаю, что наш народ легких путей не ищет, но что-то с возрастом все больше хочется простоты. Как, скажем, во многих европейских городах, где на остановках электронным способом мелькают цифры, когда ожидается следующий автобус.
Таких примеров много, но изменится ли что-то с исчезновением маршруток?
Уничтожить? Оставить? Кто за?
Наверное, такое понравилось бы и нам. Но меня вот что беспокоит: почему людей не спросили? Ведь как гласит народная мудрость, дорогу надо прокладывать там, где люди тропинку протоптали. И есть ощущение, что в организации единой транспортной системы наше мнение будет весьма полезным.
К сожалению, не нашла ни одного опроса общественного мнения по поводу маршруток. Может, такие и есть, но не получилось. Поэтому опросила своих знакомых. Мнения разделились. Меньшинство, состоящее из автолюбителей, выступает против маршруток – не соблюдают правила движения, останавливаются, где левая нога захочет, подрезают.
Большинство из тех, кто хотя бы время от времени пользуется общественным транспортом, к инициативе властей относится негативно. Причем приводят практически те же причины, что и противники, но со знаком плюс: маршрутки более маневренные в пробках, быстрей можно добраться до места (там, где автобус или троллейбус будут ехать минут 15-20, маршрутка долетает за 5). Да и долго ждать мини-транспорт не надо, поскольку часто ходит.
Есть к маршруткам и претензии, даже у их защитников: многие автомобили находятся в плачевном состоянии, водители плохо водят, сидения впритык, поэтому неудобно сидеть. Да и зачастую, особенно у станций метро, скапливается несколько машин, которые мешают проезду общественного транспорта.
Нельзя не согласиться с тем, что количество маршруток в городе избыточно, от чего в том числе и создается толкучка на выделенных полосах.
Цена вопроса – 30 млрд рублей?
Причем проблема, которая откровенно раздражает городские власти, легко решаема. А проблема состоит в том, что рынок маршрутных такси, как утверждает заммэра по транспортным вопросам Максим Ликсутов, "во многом теневой бизнес". Деньги водители собирают наличными и билетов не выдают. Как правило, пыльный и поблекший от солнца рулончик болтается у первого сидения, с объявлением, призывающим оторвать себе талон. Но никто этого не делает. А зачем?
Вот, возмущается Ликсутов, этим и пользуются владельцы компаний, уводя в тень не менее половины доходов. По его оценкам, скрытые обороты в этом бизнесе составляют до 30 млрд рублей в год.
Вот тут властям и карты в руки в рамках концепции новой транспортной системы. Если все равно маршруты будут отдаваться по конкурсу, то почему бы не позволить компаниям самим выбирать, какой транспорт использовать на них в зависимости от загруженности, спроса, времени дня, наконец? При условии, конечно, что все средства будут интегрированы в единую систему оплаты, а значит, станут доступны льготникам, соответствовать всем условиям безопасности. Современные средства коммуникации позволяют рассчитать загруженность онлайн.
Но ведь, согласитесь, как удобно было заглянуть по дороге с работы в привычный павильончик "Овощи и фрукты", где трудится знакомая уже продавщица, для которой не только товар, но и покупатель штучный… Или в ночи пополнить запасы сигарет или воды в ларьке рядом с домом.
Ведь все-таки в жизни самым приятным являются милые мелочи.
А вы что думаете? Нужно ли убирать маршрутки?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции