Аркадий Дубнов, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости, Бишкек.
Неформальный саммит ОДКБ в Бишкеке превратился в обычную встречу президентов, и это, возможно, к лучшему. Двусторонние контакты лидеров России, Кыргызстана и Таджикистана принесли главное содержание бишкекской встречи на высшем уровне. Содержание, которое нам, однако, далеко не все доступно по объективным причинам – президенты любят посекретничать.
Лукашенко не приехал? Спасибо!
Об этом в Бишкеке предупреждали еще в прошлом году, перед тем, как Кыргызстан принял на себя в 2013 году полномочия очередного председательствующего в Организации Договора о коллективной безопасности, которая объединяет Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. Отказ белорусских властей рассмотреть запрос из Кыргызстана об экстрадиции экс-президента страны Курманбека Бакиева, но главным образом, его брата Жаныша, обвиняемого в тройном убийстве, непременно приведет к обострению отношений между Бишкеком и Минском (последний, между прочим, председательствует ныне в СНГ).
Так и случилось. Президент Белоруссии Александр Лукашенко отказался от участия в бишкекском саммите ОДКБ. Иначе бы не миновать шумных митингов у белорусского посольства в Бишкеке, новых лозунгов "Кетсин! ", без которых не обходится ни одна киргизская революция и новой волны дискуссий в поисках общих ценностей и угроз, объединяющих партнеров по ОДКБ.
Так что, положа руку на сердце, следует честно признать: Лукашенко своим отсутствием уберег мероприятие от скандала. Да его и не особенно волнуют темы, которые в Бишкеке обсуждали: обострение в Центральной Азии в связи с предстоящим выводом из Афганистана в 2014 году американских войск.
В Минске давно откровенно дали понять, что военные приготовления в регионе в ответ на будущие угрозы – забота самого региона, а также граничащей с ним России, и ни один белорусский солдат воевать в Центральной Азии не будет.
Подобной же позиции придерживается и Армения. Вот и армянский президент Серж Саргсян тоже не приехал в Бишкек, он был занят в эти дни хлопотами по случаю национального праздника, Дня первой республики.
Вот поэтому так и вышло, что неформальный саммит превратился во встречу. К чести организаторов, участников, да, похоже, и журналистов, внимания на это мало кто обратил. Потому что главными в эти дни в Бишкеке были и вправду двухсторонние встречи. Их количество определяется правилом комбинаторики, числом парных сочетаний между тремя президентами, России, Кыргызстана и Таджикистана (Эмомали Рахмон совместил свое участие во встрече лидеров ОДКБ с официальным визитом в Бишкек).
Этот бесстрашный Рахмон
Киргизско-таджикский саммит на высшем уровне в Бишкеке был всего лишь третьим за все 20 с лишним лет независимости двух стран, что само по себе хорошо иллюстрирует уровень дружественных отношений между соседями…
Слово "Узбекистан" (эта страна в прошлом году покинула ряды ОДКБ) во время бишкекских мероприятий всуе старались не произносить, не делал этого и Рахмон, но все хорошо понимали, против кого он призывал дружить братьев-киргизов…
Но, пожалуй, самое неожиданное, что довелось услышать от таджикского президента в Бишкеке, так это его оценки будущей ситуации в Афганистане: "Масштабы угроз после вывода (натовских войск. – А.Д.) в 2014 году – преувеличены, а если угрозы возникнут, то поможет международное сообщество".
С другой стороны, высказывания Эмомали Рахмона на встречах с киргизским коллегой входят в известное противоречие с его словами, сказанными на публику в ходе переговоров на следующий день с Владимиром Путиным: "Конечно, хотелось бы, чтобы Россия больше внимания уделяла не только центральным регионам, но и южным рубежам ОДКБ".
Кое-кто из наблюдателей тут же поспешил прокомментировать это заявление как желание вернуть российских пограничников на таджико-афганскую границу. Однако, думаю, нет ничего более далекого от реальных пожеланий таджикского президента, нежели подобное предположение, просто искусство владения русским языком г-на Рахмона еще не вполне совершенно, таджикский не доступен Путину, а другими языками президент Таджикистана не владеет.
Возможно, таким образом таджикский президент хотел напомнить Путину о его прошлогодних обещаниях оказать военную и иную помощь Душанбе, в зависимость от выполнения которых, судя по всему, таджикское руководство ставит ратификацию соглашения с Москвой о размещении в Таджикистане 201-й российской военной базы.
Что сказал он по этому поводу, прилетев буквально на несколько часов в Бишкек на неформальную встречу ОДКБ, неизвестно. Назарбаев выглядел здесь несколько усталым и был чрезвычайно лаконичен, общаясь на публику, пообещав высказаться на эту тему в закрытом от прессы режиме…
Путин и Атамбаев забрались высоко в горы
Что касается встречи с Путиным хозяина мероприятия, Алмазбека Атамбаева, то киргизский лидер постарался максимально уединиться для этого. Российского президента увезли за 40 километров от Бишкека, далеко в горы, в урочище Ала-Арча, где недавно отстроили неизвестную даже для местных старожилов резиденцию "Ак-Сай".
Там, в прохладе у горной речушки, где президентам даже накинули на плечи плащи, им никто не досаждал. Атмосфере приватного общения не мог не способствовать новый уровень доверительности, обязанный бы возникнуть в результате решения "базового" вопроса, перекинутого киргизским президентом на рассмотрение своего парламента.
Но, как утверждают в Бишкеке адепты киргизского парламентаризма, "у нас не как у вас", что означает: киргизские депутаты – народ строптивый и их согласие утвердить законопроект о денонсации соглашения по американской авиабазе "Манас" будет зависеть от того, как поведет себя в ответ на это Москва.
Речь идет об обещанном и давно ожидаемом: содействие России в реализации проекта строительства Камбаратинской ГЭС стоимостью в несколько миллиардов долларов и помощи в перевооружении киргизской армии на сумму в 1,1 миллиарда долларов.
Однако в Бишкеке отдают себе отчет в том, что рассмотрение этих вопросов весьма драматично может сказаться на двухсторонних отношениях Москвы и Ташкента, где традиционно болезненно относятся к любым действиям России по оказанию помощи соседям Узбекистана. Так что Путину и Атамбаеву было о чем посекретничать высоко в горах.
Украина будет "наблюдать" за евразийцами?
В столице Казахстана уже обязательно увидят не только Александра Лукашенко, являющегося членом этого совета, но и президента Украины Виктора Януковича. Он и президент Кыргызстана будут ожидать лишь "в приемной" главного заседания, Киев и Бишкек не являются участниками проекта ЕЭС. Но дальше все зависит…
Если Кыргызстан уже подал заявку на вступление в Евразийский союз и теперь решает, как ему добиться при этом для себя жизненно важных преференций и успеть подготовиться к подписанию более 200 заключенных ранее тройкой ЕЭС соглашений, то Украине, похоже, в ходе встречи Путина и Януковича 26 мая в Сочи сделали другое предложение, от которого Киев не в силах отказаться: статус наблюдателя при союзе.
Какой окажется цена вопроса (в буквальном смысле – уровень снижения цены российского газа, поставляемого Украине), пока не известно. Но шоковая реакция в Киеве после оглашения условий – гарантирована.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции