Софья Пономарева
В музее-заповеднике "Царицыно" открылась выставка "XVIII век на экране: Екатерина II и Фридрих II". Любители исторических фильмов, старинной моды и истории кинематографа будут очарованы.
Вышитые серебром платья с огромными юбками, камзолы, мундиры и кружева заполняют анфиладу царицынского Хлебного дома. В каждом зале - один-два экрана, на них фрагменты фильмов об императрице Екатерине и короле Фридрихе. Русские, немецкие и американские актеры в напудренных париках и с мушками на щечках играют в XVIII век. Разглядывать забавно, особенно мимику артистов немого кино. Кругом в витринах портреты и настоящие бытовые вещи той эпохи.
Выставка сделана совместно с немцами, в рамках Года Германии в России. Оттого и выбор двух героев - наша самая великая правительница и их самый великий король. В кино Екатерина II, действительно, из русских монархов - наиболее востребованный персонаж. Николая II с семьей не считаем - про них фильмы всегда получаются без хеппи-энда. А у Екатерины - балы, дворцы, заговоры, офицеры! Сценаристы и продюсеры счастливы. Актрисы, от Полы Негри и Марлен Дитрих до Натальи Гундаревой и Светланы Крючковой - аналогично. Причем уже более ста лет подряд - первый фильм о ней был снят в 1910 году.
Вот и экспозиция, в создании которой активно участвовал московский Музей кино, не об исторической правительнице, а о волшебном образе с экрана. Не о живом человеке, а о символе, собирательном образе всех русских императриц - блистательной и властной полубогине в короне.
![](http://weekend.rian.ru/images/82447/49/824474935.jpg?304)
Залы идут в хронологическом порядке - от эпохи немого и черно-белого кино до XXI века. Фридрих и Екатерина были современниками, но про короля в России знают мало, так что несколько прусских залов воспринимаются просто как дополнительный антураж эпохи. На мониторах - кинофильмы. Любопытно сравнивать: в западных фильмах Екатерина всегда главная героиня, причем роковой красоты женщина. Марлен Дитрих, Таллула Бэнкхед, Бетт Дэвис, Жанна Моро, Джулия Ормонд, Кэтрин Зета-Джонс – вот лишь самые известные исполнительницы роли. (Почему-то большинство – яркие брюнетки). К ногам ее все время падают офицеры: она завлекает даже барона Мюнхгаузена (фильм 1943 года). Пресловутый немецкий порнофильм 1983 года про нее же - просто логичное продолжение того же образа (на выставке его, естественно, нет). Странные мундиры, невообразимые декольте, ляп на ляпе. Зато гордишься, что во главе России стояла такая женщина!
А вот советских фильмов конкретно про Екатерину Великую нет. Везде она - только эпизод, какая-то "чудесная помощница". То в экранизациях "Капитанской дочки" главного героя спасет, то черевички подарит гоголевскому кузнецу Вакуле, то адмиралу Ушакову и Михайло Ломоносову с карьерой подсобит. Исключение - фильмы про княжну Тараканову, где императрица - важная часть любовного треугольника, и героине не помогает, а лишь препятствует. Актрис на роль Екатерины в России берут значительных - Вия Артмане, Лидия Федосеева-Шукшина, Ирина Муравьева, Светлана Крючкова, Наталья Гундарева... Только все - согласитесь - не просто "императрицы", а "матушки-императрицы". А сексапил-то где? Одна Кристина Орбакайте в роли юной Екатерины в "Гардемаринах" (1990 год) за всех отвечает.
![](http://weekend.rian.ru/images/82446/92/824469260.jpg?101)
Чтобы обозначить ирреальность, в залах расставлены кинокамеры различных десятилетий - примерно тех же годов, что и фильм на экране в зале; развешаны хлопушки. Множество фотографий - пробы актеров на роль в гриме, кадры из фильмов, подготовительные раскадровки. Изящные эскизы Константина Ефимова для костюмов в фильмах 1950-х годов напоминают графику "мирискусников".
На выставке множество реквизита - увы, только российского. Зато все наряды - тщательно выполненные реконструкции. Великолепно сшитые и украшенные платья и мундиры из "Адмирала Ушакова" (1953), "Русского бунта" (2000), "Форта Росса" (2013), множества других кинолент - Мосфильм и кафедра сценического костюма Школы-студии МХТ щедро поделились фондами. Есть даже усыпанные драгоценными камнями черевички из фильма Александра Роу 1961 года - действительно ослепляют сверканием.
Подлинники XVIII века тоже есть - но мало: им тут не место, выставка ведь про подделки, про воображение, про волшебную сказку кино.