НОВОСИБИРСК, 27 мая — РИА Новости. Полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский в понедельник 27 мая празднует 60-летний юбилей. По этому случаю РИА Новости предлагает вспомнить, как сам Виктор Александрович рассказывал о том, как в постперестроечное время делал политическую карьеру.
Виктор Александрович Толоконский родился 27 мая 1953 года в Новосибирске. Закончил общеэкономический факультет Новосибирского института народного хозяйства и аспирантуру в Новосибирском государственном университете.
С 1981 по 1991 год работал на руководящих должностях в Новосибирском облисполкоме. Затем, с 1991 по 1993 год, заместителем председателя Новосибирского горисполкома. В 1993 году стал мэром Новосибирска. С января 2000 года по сентябрь 2010 года был губернатором Новосибирской области. С 9 сентября 2010 года — полномочный представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
"Все врачи, только дед — мэр"
Виктор Толоконский с гордостью отмечает, что он коренной сибиряк. Папа родился в Иркутске, мама — из Новосибирска.
"Закончила (мама) медицинский институт и поехала по распределению работать в Барнаульский санаторий. Папа, получив много ранений на фронте, приехал в санаторий лечиться. Они познакомились, а за месяц до моего рождения мама все-таки его уговорила приехать в Новосибирск. Там жить было особо негде, а у мамы были родители в НовосибирскеИ вот так они стали новосибирцами, а я родился уже в Новосибирске", — говорит он.
По словам полпреда, женился он очень рано — в 18 лет. "Быстрый был процесс… У меня уже взрослые дети…", — говорит Толоконский.
Он отметил, что сейчас стал философски относиться даже к перспективе стать прадедушкой в ближайшие несколько лет. А раньше, будучи молодым, очень гордился тем, что уже отец.
"Я помню, что с коляской в самые людные места ходил гулять, на Красный проспект, в Первомайский сквер, чтобы меня все видели, что я молодой, а у меня уже ребенок", — рассказывает Толоконский.
"Ну с внуками как-то не так… Первый внук родился, когда мне было 42, ну а сейчас уже как-то так не очень ощущается… Адаптировался, привык… Сын взрослый уже… Внуки — все мальчики, и у нас имени только два — Витя, Саша, Саша, Витя…", — говорит полпред.
По его словам, удивительным образом все в его семье (кроме самого Толоконского) выбрали одну профессию — все врачи.
"У внука спрашивают кто мама, папа — врач, врач… Кто бабушка — врач… Потом ему надоело и он сказал: "У нас все врачи, только дед — мэр!", — вспомнил Толоконский.
Учил коров переустраивать
На должность мэра Виктор Толоконский был назначен, а на губернаторскую — уже избирался.
"Шансов было очень мало избираться (на пост губернатора), была безвыходная ситуация, надо было или избираться, или уходить из мэров, я поэтому шел без особых надежд на избрание… Не результат был интересен, а процесс. Ездил по всем деревням, ничего не понимал в коровах, но везде чего-то рассказывал, как можно жить, коров переустроить… Кто-то верил, больше — не верили…" — рассказывает Толоконский.
Еще полпреду из той предвыборной кампании запомнился визит в новосибирский наукоград Кольцово, тогда еще поселок с населением 10 тысяч человек.
"И вот зима, холодно уже, темно в клубе, людей туда пригласили, я пытаюсь начать рассказывать, путаюсь еще так — то ли здесь про коров, то ли здесь про какие-то технологии, в биотехнологиях плохо разбираюсь… Они мне сразу говорят: "Минуточку, мы вас знаем, мэром уже семь лет, не надо нас агитировать, мы голосуем за вас, если вы пообещаете, что присоедините Кольцово к Новосибирску".
Далее, по его словам, он начал перечислять проблемы, рассказал, в частности, про то, что на одного жителя областного центра приходилось 0,7 метра жилья, в области — 0,6 метра, а на жителя Кольцово — четыре метра. И честно сказал, что до Кольцово у него неизвестно когда очередь (по решению актуальных проблем) дойдет.
Теперь Толоконский с гордостью говорит кольцовцам, что тогда был прав, не бросившись за голоса на выборах присоединять к Новосибирску.
"Они быстро, через пару лет, стали наукоградом… Туда были вложены большие деньги, сейчас там технопарк, суперновый жилищный фонд…", — пояснил он.
Узнал Сибирь
О должности полреда Толоконский говорит, что она дала ему возможность познакомиться с Сибирью.
"Мне казалось, что в одном регионе мне будет интересно, а в другом, может быть, не очень. Ничего подобного. Я уже побывал во всех, но с особым интересом — Бурятия, Тува, Республика Алтай. Уникальные есть не только природа, исторические какие-то вещи, но и очень интересные люди…", — рассказывает полпред.
По словам Толоконского, сейчас он увидел, где ошибаются губернаторы и где ошибался сам, будучи губернатором Новосибирской области.
"Вижу, что некоторые регионы делают, совершают какие-то ошибки, которые мы проходили лет семь-восемь назад — это неправильно, и мне хочется опыт передать. Где-то наоборот, мне казалось, что здесь у нас вполне современный, лучший опыт. Приезжаю в регион, а тут, батюшки… они лучше придумали. Раньше я это как-то не чувствовал…" — рассказывает полпред.
Толоконский сказал, что он "губернатор с очень большим стажем" и раньше считал, что его непросто чем-то удивить, "чтобы я приезжал в регионы и губа у меня отвисала". Но в этом он ошибался.
О работе полпредом
"Мне комфортно работается с теми территориями, губернаторами, которые ищут новое, с которыми мы, действительно, не просто какие-то глобальные процедуры совершаем, а вместе участвуем в решении конкретной задачи. И я так же радуюсь, как раньше радовался, когда для своего региона что-то удалось. Сейчас я имею гораздо большую возможность радоваться — и там, и там… ", отметил Толоконский.
"Эта работа (полпреда), безусловно, совершенно другая, другие механизмы, другие инструменты, другие задачи, но… интересно", — говорит полпред.
В одном из интервью РИА Новости Виктор Толоконский охарактеризовал разницу в должностях губернатора и полпреда как разницу управленческих инструментов.
"Я все время говорю о каких-то конкретных вещах. Если мы проводим видео-конференцию, я говорю о местах в детских садах, как их создать… Да, мне иногда вместо того, чтобы убеждать, разговаривать, хочется самому взять… написать — это сюда выделить, построить… Нет у меня сейчас такого инструментария… руки чешутся, но… равно как и нет никаких привычек кого-то там набить, наказывать… это нет…", — сказал он.