Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Первый день сдачи ЕГЭ (русский язык) предсказуемо начался со скандала: ночью в интернет попали заполненные формы ответных листов. Битва Рунета против Минобрнауки с некоторых пор стала чуть ли не главной новостью экзаменационного сезона. Можно ли найти в этом конфликте что-то полезное или хотя бы интересное?
Рассадником всероссийского списывания опять стали социальные сети. В прошлом году в них тоже, как грибы, множились группы, где "коллективный разум" решал задания по точным наукам.
С заполненными формами ответов по гуманитарным предметам ситуацию усугубляет разница часовых поясов: в прошлом неоднократно отмечались случаи, когда ушлые дальневосточники успевали выкинуть в сеть снимки заданий еще до того, как экзамены начинались в европейской части России. Там варианты, как правило, были свои, но проанализировать то, с чем пришлось столкнуться коллегам-экзаменуемым, всегда полезно.
А лучше всего начать бороться с соцсетями как рассадником этого бескультурья и беззакония. В принципе, администрации соцсетей и так идут навстречу Минобру, удаляя соответствующие группы.
Ну так система обмена информацией от этого стала только изощреннее: нелегальный контент начали именовать безотносительно к ЕГЭ (что затрудняет обнаружение), широко распространяют программы-загрузчики, тянущие лакомые скриншоты из укромных мест и пр.
Типическая битва снаряда с броней: болезнетворная субкультура списывания быстро мутирует под воздействием административных "антибиотиков".
В сущности, если уж окончательно впадать в банальность, экзамен сейчас сдают не столько ученики, сколько вся система образования. И даже шире – общество, так как образование является главным инструментом социального самовоспроизводства.
А общество вынуждено жить в условиях развивающейся технологии. Следовательно, система образования должна учитывать неизбежное знакомство молодых граждан с важнейшими инновациями. В первую очередь, в области стремительно развивающейся инфосферы.
Хочется сказать – "должна учить". Но останавливает то, что значительная часть школьников сейчас способна научить этой самой технологии работы с инфосферой кого угодно, и в первую очередь – многих людей, которые работают в системе образования. (Можно ядовито поинтересоваться: и кто, собственно, после этого "школота"?)
Внятного ответа на вопрос о том, почему преподаватели из года в год используют одни и те же задания, как правило, получить не удается. Но нужно все неукоснительно запретить и из сети изъять. Налицо какая-то фантасмагорическая драка системы просвещения с ростками прогресса.
А есть другие преподаватели, которые аналогичные списки тем для рефератов или курсовых гибко меняют каждый год. Причем намеренно формулируют их в нетривиальном разрезе, да еще и проверяя по поисковикам: не вываливается ли готовых текстов по запросам на ключевые слова?
И это – здоровая форма реакции образования на кардинально изменившиеся условия среды. Более того, единственно возможный подход.
Образование не может погибнуть, а значит, оно перестроится. В первую очередь потому, повторимся, что оно обслуживает социальное самовоспроизводство, то есть обязано без задержек впитывать в себя ключевые изменения, происходящие в ткани общественных отношений.
Если ЕГЭ уязвим перед неизбежными утечками в сеть, его продуманно модифицируют – так, чтобы утечки стали либо невозможны, либо, что более перспективно, бессмысленны.
"Школота" свой ход сделала уже давно. Мяч на стороне "учителей".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции