27 мая исполняется 130 лет зданию Государственного исторического музея, "прописанного" по адресу Красная площадь, дом 1. О большинстве представленных в музее экспонатов можно смело говорить – уникальные. Такова уж специфика собрания, посвященного истории России и включающего в себя одежду, предметы быта, оружие, вещи, принадлежавшие историческим персонам, и множество других ценностей. Проект Weekend РИА Новости выбрал топ-12 экспонатов музея, которые обязательно нужно увидеть, оказавшись в его стенах.
1. Берестяные грамоты
Берестяные грамоты - один из памятников ранней письменности Руси, бытовали в XI–XV веках, а впервые были обнаружены в 1930-м году археологами в Великом Новгороде. Грамоты здесь находят и по сей день, иногда до нескольких сотен в год - нацарапанные на коре дерева деловые документы, письма, бытовые записки, любовные послания, учебные упражнения. Например, грамоты средневекового мальчика Онфима, после которого остались не только выполненные задания, но и записочки и смешные картинки с человечками и сценами боя, одни из первых известных нам детских рисунков в истории.
2. Дольмен из бронзового века
В экспозиции, посвященной истории бронзового века, представлен уникальный пятитонный дольмен – погребальная постройка из каменных плит, сооруженная во II тысячелетии до нашей эры и служившая на протяжении 450-ти лет усыпальницей для 70 членов одной семьи. Когда-то дольмен стоял на берегу реки Колихо в Краснодарском крае, а потом оказался погребенным под мощным оползнем и буквально "законсервированным" под слоем ила. Обнаружен дольмен был в 2008-м году: найденные в нем останки отправились на изучение в Петербург, а сами плиты из известняка – в Москву, где были отреставрированы и выставлены в музее на специальном постаменте, позволяющем полу постройки XIX века выдержать немалый вес плит.
3. Глобус Блау
Двухметровый медный глобус на деревянной подставке был изготовлен голландским издателем и картографом Виллемом Блау в середине XVII века для королевы Швеции Кристины Августы, но начавшая Северную войну страна, претендовавшая на прибалтийские земли, расходы на столь редкий предмет не потянула. В 1708-м году в Амстердаме предмет заприметил русский агент и предложил выкупить его Петру I, что тот и сделал после того, как цену удалось сбить в десять раз. Глобус Блау – экспонат первого русского музея, где выставлялся вместе с ботиком Петра, позже – учебное пособие в Навигацкой школе, а с 1912-го года – "особо ценный экспонат" Исторического музея.
4. Радзивилловская (Кёнигсбергская) летопись
О том, что из себя представляла "Повесть временных лет", древнейший из дошедших до нас древнерусских летописных сводов, дает представление Радзивилловская летопись – документ, созданный, скорее всего, на основе свода Переяславля Суздальского в начале XIII века и дошедший до нас в двух списках. Миниатюры Радзивилловской летописи называют окнами в исчезнувший мир: они дают представление о быте, строительстве, военном деле древнего государства и важнейших исторических событиях, например, о призвании варягов, победоносном походе князя Олега на Константинополь, страшной мести Ольги древлянам, "испытании вер" и принятии Владимиром Святославичем христианства в Корсуни.
5. Палаш Михаила Скопина-Шуйского
Вещи, принадлежавшие историческим персонам из Смутного времени – экспонаты уникальные, потому как уцелело их совсем немного. К таким вещам относится личное оружие Михаила Скопина-Шуйского, государственного деятеля и национального героя времен польско-литовской интервенции, сына крупного деятеля эпохи Ивана Грозного Василия Шуйского. Это палаш, украшенный лазурью, бирюзой и золоченым серебром, сделанный в конце XVI-XVII веков – клинок в Западной Европе или России, а рукоять и ножны – в Персии.
6. Орден Святого Георгия первой степени, принадлежавший Суворову
Орден Святого Георгия первой степени – свидетельство одной из самых блистательных побед Александра Суворова. Эту награду полководец получил за "превосходное искусство и отличное мужество во всяком случае, наипаче же при атаке многочисленных турецких сил, верховным визирем предводимых в 11 день сентября на реке Рымнике", за что был возведен Екатериной II в графское достоинство с наименованием "Рымникский".
7. Кокошники
Невозможно представить себе национальный музей истории без одежды – древней кольчуги, простого крестьянского платья, военных мундиров, наряда дамы высшего света (все это здесь есть) и, конечно, настоящих русских кокошников – украшенных золотым шитьем, перламутром и жемчугом головных уборов, которые носили вплоть до XX столетия. Форма кокошника в каждой губернии была своя в зависимости от традиции укладывать волосы в косы, а называться он мог по-разному – наклон, каблучок, сорока. Каждый день кокошники не носили – это было праздничное украшение, которое доставали из сундука несколько раз в год по особым случаям. Наклон - из Костромской губернии, где был распространен так называемый тип "однорогого" кокошника, а в Олонецкой губернии кокошники были шлемовидной формы.
8. Роговой оркестр времен Екатерина II
Роговой оркестр, музыка на охотничьих рогах, - чисто российское "изобретение", никогда не покидавшее пределов страны (хотя на Западе были попытки создания своих таких оркестров), обязательный атрибут любого знатного дома в стране начиная со времен Елизаветы. Роговой оркестр – в своем роде «живой инструмент» (его еще называли живым органом), состоявший из нескольких труб. Из каждого рога можно было извлечь только один звук, поэтому музыка рождалась коллективным усилием игравших на инструментах музыкантов – один отвечал за фа-диез, второй – за си-бемоль. В собрании музей представлены трубы времен Екатерины II, когда оркестры были крайне популярны, а композиторы писали для них специальные пьесы и вводили музыку рогов в оперы. Самое известное выступление рогового оркестра того времени состоялось в 1791 году в Таврическом дворце, по случаю взятия Измаила - на так называемом "Потемкинском празднике", когда с трубами вышло триста человек.
9. Возок Петра I
Еще один "особо ценный экспонат" - зимний возок Петра Первого с ледяными оконцами – повозка на полозьях, на которой, по преданию, будущий император ездил в одну из своих экспедиций в Архангельск к Белому морю. Там "царь-плотник" обучался корабельному делу и постигал хитрости коммерческой торговли.
10. Сабля Наполеона
Есть в коллекции Исторического музея и сабля, принадлежавшая Наполеону. Когда-то она находилась в главном здании, но после того, как ГИМ открыл Музей Отечественной войны 1812-го года, переехала с другими экспонатами в здание Московской городской думы по соседству. Скорее всего, эта сабля была подарена Наполеоном первому адъютанту Александра I графу Шувалову, сопровождавшему экипаж низложенного императора на паром до острова Эльба. Разъяренная толпа, окружившая карету, несколько раз пыталась вытащить Наполеона с криками "Долой тирана! Долой разбойника!", и Шувалов оказался одним из первых, кто пришел ему на помощь. До парома Наполеон смог добраться, переодевшись в простую синюю блузу и выдавая себя за полковника Кэмпбелла, а свой костюм отдал адъютанту графа Шувалова. Прощаясь с Шуваловым на пароме, Наполеон в знак благодарности и подарил ему эту саблю.
11. Веер Натальи Гончаровой
Веер в XIX веке был не просто модным аксессуаром или способом спасения от духоты, а настоящей дамской хитростью, милым оружием и одновременном щитом, за которым красавицы прятались на балах, и сложной "сигнальной системой": прикрывает красавица веером ладонь левой руки, а имеет в виду "сохрани эту тайну", прикладывает его кончик к уголкам рта – "осторожно, нас слушают!". Веер из шестнадцати гладких пластин из панциря пятнистой черепахи, каждый из которых украшен маленькой короной, принадлежал первой столичной красавице и жене Пушкина Наталье Гончаровой. В экспозиции рядом - серебряный поднос с визитками Пушкина и друзей семьи.
12. Перо Александра II
Одной из самых важных реформ Александра II (чье имя, кстати, когда-то носил музей) стала отмена крепостного права, провозглашенная манифестом от 19 февраля 1861-го года. Крестьянская реформа стала насущным вопросом не вдруг: первые попытки упразднения крепостнической системы относятся к времени правления Николая I, а Александр II еещ в 1856-м году, только взойдя на престол, заявил о том, что "лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу". Проект" Положений о крестьянах" готовился в течение нескольких лет, а на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял его с некоторыми изменениями, - поступил 28 января 1861 года. В коллекции музея хранится перо, которым император подписал журнал исторического заседания.