С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 мая - РИА Новости, Илья Григорьев. Символический камень, который в День города будет заложен финской делегацией на территории Парка 300-летия Петербурга, станет единственным памятником, презентованным на юбилей северной столицы. Десять лет назад, к 300-летию, таких подарков было в разы больше.
РИА Новости решило вспомнить, какие памятники украсили северную столицу в честь трехсотлетия, и выяснило, насколько они вписались в декорации Петербурга и полюбились горожанам.
Место прибавляет популярности
В год своего 300-летия Петербург, по данным сайта городского комитета по внешним связям, принял 48 официальных даров - в том числе 17 памятников. Точнее, их было 20, но бюсты четырех итальянских архитекторов Антонио Ринальди, Карло Росси, Джакомо Кваренги и Бартоломео Расстрелли, которые появились на Манежной площади, сочли единым подарком.
"Четыре этих бюста, подаренных итальянцами, на мой взгляд, идеально вписались в простор Манежной площади. Ведь нередко популярность памятников зависит вовсе не от того, какую личность или историческое событие они прославляют, а от того места, где они установлены", - считает знаменитый петербургский писатель и собиратель неформальной городской истории Наум Синдаловский.
По его мнению, даже памятник Пушкину (1957 год), который находится рядом, на площади Искусств, возможно, был бы не столь популярен и любим горожанами, если бы не его месторасположение. Как полагает Синдаловский, цветы, которые нередко лежат перед постаментом Карла Росси, в какой-то степени являются следствием грамотного включения монумента в окружающее пространство, связанное с отдыхом и возможностью беззаботно провести время.
"Другое дело с памятником Александру II, который был подарен Украиной (на 300-летие - прим.ред.) и установлен возле академии Генерального штаба (бывшей Николаевской - при. ред.) на Суворовском проспекте. Вокруг него - голая территория, прилегающая к административному зданию", - отмечает Синдаловский. По его словам, горожане полюбили бы это место, появись здесь скамейки под раскидистыми деревьями.
И место губит
Ярким примером того, как памятник может не влиться в окружающее пространство, стала история с подаренной французами к 300-летию "Башней Мира", которая затрудняла движение транспорта на Сенной площади в течение семи лет.
После того, как стеклянная стела дала трещину, ее демонтировали и отвезли на базу "Ленсвета", где башня и находится в настоящее время. По словам пресс-секретаря ГУП "Ленсвет" Анастасии Раваевой, судьбой этого монумента пока никто не интересовался.
"Откровенно говоря, "Башня Мира" - памятник не очень высокого художественного стиля. Сооружение было для города случайным, поэтому о его восстановлении речи не ведется и вестись не будет", - рассказала РИА Новости заместитель по научной работе главного хранителя Государственного музея городской скульптуры Надежда Ефремова.
По ее мнению, в скульптурных подарках ничего плохого нет, просто они должны быть продуманными и готовиться под конкретные "декорации", а стихийные композиции не вписываются в окружающее пространство. По словам Ефремовой, окажись "Башня Мира" в месте с меньшей концентрацией строений, у нее, возможно, появился бы шанс прижиться. "Ведь даже "Медный всадник" со своим утверждающим жестом, установи его возле какого-нибудь гастронома, смотрелся бы крайне нелепо", - сказала Ефремова.
В качестве удачного примера она назвала памятник поэту-акыну Джамбулу (2003 год), который был подарен Казахстаном и отлично вписался в пространство переулка, названного в честь акына. При этом его установка имела историко-культурную подоплеку - любой петербуржец, если не помнит наизусть, то наверняка слышал о стихотворении "Ленинградцы, дети мои!".
Просветительский момент
Трудно обрести свою историю памятникам, чье появление в городском пространстве не имеет очевидных историко-культурных связей. В частности, вряд ли горожанин, не заглянув в справочники, сможет объяснить появление памятника канадскому поэту Эмилю Неллигану в одном из дворов на Московском проспекте Петербурга.
Однако, как выясняется, и у этой истории есть своя логика. В 2002 году Петербург и Квебек стали побратимами, северная столица подарила канадскому городу памятник Пушкину. После года раздумий канадцы ответили скульптурой Неллигана. Только если североамериканский поэт никогда не упоминал в своих произведениях ни России, ни Петербурга, то в "Словаре языка Пушкина" Канада встречается хотя бы единожды - в словосочетании "канадский олень".
"В истории с Неллиганом есть свой просветительский момент, который всегда должен присутствовать при установке памятников. Нет-нет, но кто-нибудь возьмет да и залезет в энциклопедию, чтобы узнать о действительно хорошем канадском поэте, которого его современники почитали не меньше Пушкина", - считает Ефремова.
Для поддержания легенд
Памятникам, с которыми связана городская мифология, прижиться, как правило, не составляет труда. Так, в год трехсотлетия Петербурга у Петропавловской крепости установили памятник зайцу, спасшемуся от наводнения (работа скульптора Владимира Петровичева).
"Есть легенда, что этот заяц спас нерадивых строителей Петропавловской крепости от праведного гнева Петра Первого, который шел смотреть, как идет работа. Неожиданно в его сапог, от кого-то убегая, угодил заяц. Петра это так насмешило, что злость вмиг развеялась, а зайца он решил отнести своим дочерям", - рассказал Синдаловский.
И теперь не сосчитать, сколько монеток, которые туристы и горожане бросают зайцу, загадывая свои желания, устилает дно Невы. Аналогичная история и с Чижиком-Пыжиком, установленным в 1994 году на месте, где Фонтанка дает начало Мойке.
"Эта птичка, возможно, привлекает всех своей трагичной судьбой. Ведь ее уже три раза крали. Может, этот памятник мил сердцу потому, что он не монументален. Сложно говорить об этом, так как судьба статуй так же непредсказуема, как и популярность песен. Попробуй разбери людей, что именно их привлекает", - считает Синдаловский.
Надежда Ефремова, со своей стороны, убеждена, что новыми памятниками давно пора начать украшать спальные районы, а не центр города, где их и без того хватает. Ведь, как утверждают психологи, уличные арт-объекты позитивно сказываются на повседневном настроении горожан.