Мария Токмашева
Основной конкурс 66-го Каннского кинофестиваля закончился так, как должен был начаться - сильными, яркими работами, по поводу которых никогда не возникнет вопроса: что же они делали на самом престижном смотре мира. Последними претендентами на главную кинонаграду - "Золотую пальмовую ветвь" - стали фильмы признанных мастеров и неоднократных обладателей каннских призов: "Выживут только любовники" Джима Джармуша и "Венера в мехах" Романа Полански. Оба мэтра доказали, что дадут фору любым новым именам и хоть как-то оправдали нынешний каннский конкурс, в котором реальных фаворитов можно пересчитать по пальцам одной руки.
Посмотрите фотоленту: "Гэтсби", "Зулу" и 20 претендентов на "Золотую пальмовую ветвь" >>
Джармуш снял картину просто завораживающую: и внешней красотой, и остроумными репликами (как всегда, у режиссера), и смыслом. Главные герои - древние вампиры с именами первых людей на Земле: Адам (Том Хидддстон) и Ева (Тильда Суинтон). Он - страстный поклонник музыки и науки, живет в мрачноватом американском Детройте, скупает гитары когда-то знакомых ему музыкантов и страдает от депрессии. Она - ходит по живописному марокканскому Танжеру, обожает литературу и общается с Кристофером Марло (современник Шекспира, убитый при загадочных обстоятельствах). Адам и Ева женаты уже ни одну сотню лет, поэтому какие-то расстояния между Америкой и Африкой им явно не помеха. Поэтому Ева легко может взять билет до Детройта и прилететь к погружающемуся в депрессию Адаму: и даже вид крови, которая сразу же заставляет работать вкусовые рецепторы, ее не смутит. Адам и Ева - вампиры современные, они не собираются убивать людей. Но вот сестра Евы - Эйва (Миа Васиковска) - это совсем другой тип.
![](http://weekend.ria.ru/images/82387/65/823876501.jpg?118)
Тильда Суинтон и Том Хиддлстон на 66-м Каннском кинофестивале
"Выживут только любовники", несмотря на модную теперь вампирскую тему, кино интеллектуальное. Адам и Ева по сути даже никакие не вампиры, а люди, которые чувствуют, что XXI век - вовсе не их время. Они - настоящие декаденты, которых Джармуш окружает безумным количеством винтажа и символами той или иной эпохи. Эти символы могут быть в литературе, в музыке, в произведениях изобразительного искусства - в подлинных объектах культуры, которые зарабатывали свой статус классики веками. Нынешнее время у Джармуша определяется лишь "Ютьюбом", который смотрит Адам, и "айфоном", который использует Ева. Больше никаких атрибутов настоящего в фильме нет. Что же касается культурного развития современного общества, то тут Джармуш вообще не стесняется реплик, типа "Лос-Анджелес - центр зомби" (так вампиры называют всех бескультурных людей), и ситуаций, когда при бронировании билета на имя Дэйзи Бьюкенен никто даже не заподозрит ничего странного. В этой Дэйзи, конечно, помимо воли самого Джармуша, написавшего сценарий к картине еще 7 лет назад, волей-неволей прошла параллель с фильмом открытия 66-го Каннского фестиваля - "Великим Гэтсби" База Лурмана, который, наоборот всеми силами пытался адаптировать роман Фитцджеральда под современность, отчаянно снабдить его блеском и джазовой обработкой R&B-хитов. Джармушу всей этой мишуры не нужно: его Адам и Ева еще не потеряли вкус. Правда, не только к стилю, но и к самой жизни, несмотря на то, что все чаще и чаще на месте вампиров-интеллектуалов сегодня появляются герои "Сумерек".
![](http://weekend.ria.ru/images/82131/29/821312982.jpg?638)
Кадр из фильма "Выживут только любовники"
Роман Полански же со своей "Венерой в мехах" бросает вызов другой, почему-то актуальной сегодня теме "50 оттенков серого". Сам Полански, будем надеяться, не знает о существовании "писательницы" Э.Л.Джеймс, а предпочитает основываться на пьесе американского драматурга Дэвида Айвза, в центре которой, в свою очередь, известный роман Леопольда Захера-Мазоха "Венера в мехах". В этом фильме Полански, в принципе, продолжает работу с ироничными пьесами, которую он начал в своем фильме "Резня", но привносит в них свою любимую "женскую тему". В итоге получается камерная комедия, разыгранная на двоих великолепными Эммануэль Сенье и Матье Амальриком. Герой последнего - почти альтер-эго самого режиссера (Амальрик внешне очень похож на молодого Полански), режиссер, который безуспешно пытается найти подходящую актрису для новой постановки произведения Захера-Мазоха в парижском театре. Кастинг не задался, Тома в отчаянии звонит своей невесте и уже собирается домой, как на пороге театре появляется дерзкая Ванда (жена Полански - актриса Эммануэль Сенье) в экстремально коротком кожаном костюме и чулках. В Ванде есть все, что так ненавидит Тома: вульгарность, пошлость и грубая простота. Но как только Ванда входит в роль, она преображается до неузнаваемости. Кажется, что Тома уже сделал свой выбор, но вопрос только в том, к чему он приведет...
![](http://weekend.ria.ru/images/82387/83/823878323.jpg?274)
Роман Полански, Эммануэль Сенье и Матье Амальрик на 66-м Каннском кинофестивале
С возрастом Полански стал менее серьезно относиться к своим работам, и в той же "Венере в мехах" даже иронизирует над своими прошлыми достижениями. Сенье здесь практически играет роль той же роковой соблазнительницы, что и в "Горькой луне", но стоит досмотреть "Венеру в мехах" до конца, как зритель поймет, что вся эта история создавалась исключительно для веселья съемочной группы, самого 79-летнего Полански, и зрителей, которые, даже если не являются поклонниками режиссера, с удовольствием посмотрят эту ироничную историю. Ну и, может, наконец начнут относиться к "50 оттенкам серого" без какой-либо серьезности.
![](http://weekend.ria.ru/images/82130/74/821307482.jpg?859)
Кадр из фильма "Венера в мехах"