В преддверии общероссийского Дня библиотек, который отмечается 27 мая и в этом году будет проводиться в восемнадцатый раз, корреспондент РИА Новости Илья Григорьев встретился с Александром Вершининым, генеральным директором Президентской библиотеки, и узнал, какая судьба ждет книгохранилища в цифровую эпоху.
— Каким вы видите дальнейшее развитие библиотек – уготована ли им роль общедоступных медиацентров или библиотеки останутся институтами книгохранения и постепенно музеефицируются?
— Музейным экспонатом, я думаю, обычная бумажная книга в ближайшие годы не станет. Конечно, информационные технологии будут оказывать — и уже оказывают — существенное влияние на развитие библиотек, но едва ли это скажется на всех них сразу, ведь они очень разные. Наша библиотека с ее информационными и телекоммуникационными инструментами — один из первых примеров просветительского учреждения нового типа, которое, по сути своей, является общегосударственным хранилищем электронных документов и многофункциональным мультимедийно-информационным центром.
— Нуждается ли в изменениях закон об авторских правах в связи с тем, что появление открытых медиатек может привести к судебным тяжбам с правообладателями?
— Развитие информационных технологий требует новых подходов в области права. В Гражданском кодексе есть правило, запрещающее распространять цифровые копии современных научных произведений за пределами библиотек. Таким образом, нынешняя редакция закона об авторских правах мешает пользователям оперативно получать литературу в открытом доступе. На мой взгляд, это архаично и противоречит научно-техническому прогрессу, расширение же правовых возможностей по дистанционному обслуживанию пользователей пойдет на пользу не только библиотекам, но и науке. Тем не менее мы понимаем, что изменение законодательства в сфере права собственности — не простой шаг. Требуется осознать баланс интересов прав собственников и пользователей. На эту тему много разговоров, но, к сожалению, еще мало глубоких научных экономических и юридических исследований.
— При общедоступности художественной литературы в интернете, не станут ли библиотеки в будущем заведениями, предназначенными в основном для научных работников?
— Как я уже отметил, библиотеки как были, так и будут очень разными, и любая категория читателей может найти то, в чем нуждается. Важно, чтобы были доступны документы из разных фондов и в разном формате, чтобы можно было воспользоваться не только электронными, но и обычными читальными залами, чтобы предлагались разнообразные информационно-библиотечные услуги.
В начале тысячелетия справедливо писали, что из-за деградации советской системы книгораспространения, массового перепрофилирования книжных магазинов и регионализации СМИ библиотеки взяли на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов России. Несмотря на уменьшение количества общедоступных библиотек, их посещаемость заметно возросла, особенно в центральной части страны. В целом посещаемость библиотек в девяностые годы была в три раза выше, чем у остальных учреждений культуры вместе взятых.
К сожалению, примерно к 2010 году этот показатель стал падать, что было только отчасти связано с распространением интернета и натиском телеканалов. Причины спада интереса кроются и в общем снижении уровня образования и требований к учащимся. Поэтому в дальнейшем востребованность библиотек во многом будет зависеть от того, насколько эффективно удастся отрегулировать образовательные и научные процессы, в том числе написание курсовых и научных работ.
— Какой вы видите дальнейшую судьбу небольших российских библиотек, которые являются своеобразными бесплатными пунктами выдачи книг, не располагающими какими-то архивами или ценными коллекциями?
— Думаю, что такие библиотеки могли бы стать чем-то вроде общеобразовательных клубов. Их модернизация позволяет изменить формат таких традиционных для библиотек мероприятий, как конференции и выставки. Например, при активном содействии регионов мы ежегодно организуем олимпиаду школьников "Россия в электронном виде", на которой старшеклассники со всей страны дистанционно отвечают на вопросы по истории и обществознанию, размещенные на нашем сайте, а позже съезжаются для очного соревнования. Каждый год у нас проходит фотоконкурс "Взгляд иностранца", где мы принимаем фотографии, выполненные россиянами за рубежом и гостями нашей страны в России. Лучшие работы пополняют фонды. В прошлом году на портал Президентской библиотеки было загружено свыше 4 тысяч фотоснимков из разных стран. Из этого можно заметить, что развитие библиотек как образовательных клубов, информационных центров уже началось.
— Насколько активно сейчас идет сканирование библиотечных архивов, редких документов и древних фолиантов в электронные форматы?
— Формирование национального фонда важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности и по вопросам русского языка является одной из важнейших наших целей. В хранилище уже более 250 тысяч единиц хранения, порядка 26 миллионов сканов. Идет процесс массовой оцифровки и описания документов. Почти половина из них — архивные, остальные — библиотечные, официальные и музейные. Конечно, особое внимание уделяется раритетам. Например, в хранилище есть уникальные древние рукописи — Остромирово Евангелие, первая рукописная книга нашего государства середины XI века, одна из древнейших русских летописей — Лаврентьевская, Азбука Петра Великого. Некоторые из них общедоступны.
— А старая периодика тоже подлежит сканированию?
— Периодические издания имеют для нас не меньшее значение, поскольку журналисты были главными летописцами XIX-XX веков. Полные собрания городской, юридической, научной периодики — мечта историков, юристов и обществоведов, да и просто занимательное чтиво. В нынешнем году сделан упор на перевод в электронную форму периодики к 100-летию Первой мировой войны и 70-летию Великой Победы. Только что оцифровали издание "На страже Родины" 1941-1945 годов, в котором описаны бои за Ленинград, есть много фактических данных тех лет.
На портале также представлена уникальная кинохроника, и в целом мы уделяем все большее значение аудиовизуальным документам, которых на данный момент накопилось порядка ста. Уже поставили на поток создание видеолекций и видеоэкскурсий, причем они востребованы не только у нас, но и за рубежом.
— Возможно ли будет в перспективе на сайте Президентской библиотеки найти какие-либо секретные архивные документы или иметь доступ к рассекреченным архивам КГБ?
— Почти три года назад мы начали оцифровку рассекреченных материалов. Уже была презентация многотомника "Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.", изданного под грифом "секретно" и изначально предназначенного для офицеров, генералов и адмиралов армии и флота. Потом сами выпустили сборник "1941", в который вошли ранее не публиковавшиеся документы из фондов Центрального архива Минобороны.
Но многие рассекреченные издания пока остаются недоступны широкому кругу специалистов, поскольку хранятся в специальных архивах. Иногда документы, которым раньше был присвоен гриф ограниченного доступа, приходится разыскивать – вплоть до запросов у зарубежных коллег.