МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Русские путешественники Федор Конюхов и Виктор Симонов достигли канадского острова Уорт Хант, завершив таким образом первый этап арктической экспедиции от Северного полюса до юга Гренландии, сообщает ночью в пятницу штаб экспедиции в Москве.
"Уже глубокой ночью мы дошли до острова Уорт Хант. Встали лагерем. Считаем, что это наша крайняя установка палатки на побережье Канады, следующий раз будем разбивать лагерь уже в Гренландии. В заключительный день прошли 35 километров. Это наш рекорд дневного перехода. Успели выйти на остров до бурана. Сейчас отдыхаем, а на улице ревете ветер, но мы не переживаем, что лед под нами может разломиться или нас отнесет дрейфом", — сказал Конюхов, слова которого приводятся в сообщении.
Запасной план
Первоначально путешественники собирались пройти на нартах, запряженных 12 чукотскими ездовыми собаками, с полюса до юга Гренландии, придерживаясь 60 меридиана.
В то же время на острове Уорт Хант есть взлетно-посадочная полоса на земле с фиксированными координатами, куда сможет сесть самолет, чтобы затем перевезти полярников в Гренландию.
Унесенные льдиной
Со старта экспедиции на Северном полюсе 6 апреля Конюхов и Симонов проделали путь почти в 1 тысячу километров, перебираясь через снежные торосы, которые порой могли соперничать по высоте с домами, и через трещины во льду, для чего приходилось снимать всю поклажу с нарт, отвязывать собак, а затем грузить сани заново.
В первое время путешественники боролись с сильным ветром и шли при температуре около —30 градусов по Цельсию, в последние недели температур поднялась до —4 градусов и начались снежные бури, снижающие видимость.
Последний месяц весны стал проверкой на прочность как для людей, так и для собак. Пока еще полярники двигались в сторону гренландского берега и фьорда Виктория, на их пути возникла самая большая за весь поход полынья во льду — трещина шириной в километр, простирающаяся с севера на юг на сотни километров.
Когда полярники попытались перейти через нее по ледовым перемычкам, они оказались на дрейфующей льдине. Однако, вскоре их "плот" прибило к более-менее надежному берегу, и люди и собаки смогли "сойти".
Переправа через другую широкую полынью во время бурана привела к тому, что полярники оказались на льдине, которая из-за сильного ветра начала ломаться, а трещина прошла прямо через лагерь, оставив путешественников на разных кусках айсберга. Однако Симонов сумел перебраться к Конюхову, и полярники с собаками выбрались на более крепкий лед.
Встреча с "аборигеном"
Несмотря на то что популяция краснокнижного белого медведя уменьшается, путешественникам повезло увидеть этого хищника своими глазами. На третью неделю пути, когда полярники отдыхали после прохождения очередного тороса, одна из собак увидела белого медведя. Именно увидела, а не учуяла, поскольку, как позднее пояснил Конюхов, люди и собаки стояли с подветренной стороны.
Мужчинам пришлось сдержать собак, чтобы они не вырвались к медведю, пытаясь атаковать его. Весь тот день полярники прошли в таком режиме: они стреляли в воздух из карабина, отпугивая мишку, затем делали небольшой переход, а когда медведь снова приближался — снова стреляли. Однако начавшийся ночью буран прогнал хищника. Больше экспедиция не сталкивалась с косолапыми в Арктике.
Земля! Все только начинается
Землю на горизонте путешественники увидели еще в середине мая, однако ступить на нее смогли лишь 23 мая, когда достигли канадского острова Эльсмир. По словам Конюхова, когда они ступили на землю после 46 суток, проведенных на дрейфующих льдах, их "качало из стороны в сторону, как после кругосветки на яхте".
Второй этап экспедиции начнется с северного берега Гренландии, откуда путешественники на двух нартах, запряженных местными собаками, двинутся на юг.
До конца августа Конюхов и Симонов преодолеют еще 2,5 тысячи километров ледяных просторов и проведут ряд научных исследований, которые в дальнейшем помогут создать национальную Систему освещения обстановки в Арктике. Например, во время экспедиции Конюхов фиксирует данные с радиопередатчика, работающего в диапазоне коротких волн, который был разработан предприятиями компании "РТИ". Эти данные российские ученые смогут использовать при создании адаптированной к экстремальным условиям севера аппаратуры.