Внешне этот музей скорее напоминает чулан, сарай или кладовую: здесь хранятся вещи, которые, вроде бы, уже и не нужны, но и расставаться с ними жалко. Ни входных билетов (музей работает бесплатно), ни бабушек-смотрительниц, ни табличек с подробным описанием экспонатов. Но, кажется, здесь собрано все, что когда-то сопровождало жизнь советского человека…
Пулемет "Максим", бормашина и народный телевизор КВН-49
На вопрос, сколько именно здесь экспонатов, даже сами сотрудники музея затрудняются ответить. Все, что здесь "получило прописку", собиралось годами: вещи приносили и те, кто создавал Музей индустриальной культуры, и те, кто его когда-либо посещал.
"Наша коллекция постоянно пополняется, — говорит директор музея Лев Железняков. — Вообще, нас, конечно, с большой натяжкой можно назвать классическим музеем в общепринятом смысле слова. Когда мы его задумывали, основная идея была такой: люди будут приходить к нам семьями и рассказывать друг другу историю вещей, которые встречались в их жизни".
И каких только вещей здесь нет! Пулемет " Максим" соседствует с детскими игрушками. Первые советские стиральные машинки — с первыми ЭВМ и допотопной бормашиной. Рядом со спидолами и магнитолами стоит патефон, который и сегодня можно завести, чтобы прослушать на нем виниловые пластинки — их в музее тоже с избытком.
Огромный интерес у посетителей вызывает первый массовый советский черно-белый телевизор "КВН-49". Эту "бытовую мечту миллионов" выпускали в СССР в различных модификациях с 1949-го по 1967 годы. Экран у телевизора был очень маленьким, и поэтому использовались "накладные" линзы.
"Вот, обратите внимание, со стороны задней части линзы есть отверстие, в него заливалась вода или глицерин, — поясняет Лев Железняков. — Заполненная линза увеличивала экран примерно в два раза. И тогда телевизор можно было смотреть, не придвигаясь к нему практически вплотную".
Аббревиатуру "народного" телевизора КВН, который слишком часто ломался, советские люди расшифровывали точно и остроумно: "Купил. — Включил — Не работает".
Поход в музей за воспоминаниями
Музей индустриальной культуры — еще одно подтверждение того, что новое — это всего лишь хорошо забытое старое. Взять хотя бы коллекцию велосипедов. Их здесь много, более 50. Это и детские трехколесные велосипеды, и велосипед-паук с большим передним колесом и маленьким задним, и обычные двухколесные экземпляры для взрослых.
Оказалось, что и сегодня данный вид транспорта — один из самых востребованных, модных и даже семейных. К примеру, как велосипед-тандем "Антей".
"Нам он достался случайно, нашли на даче у знакомых, в сарае. Они, в свою очередь, тоже когда-то купили этот велосипед вместе с сараем, — рассказывает Лев Железняков. — Это такой семейный транспорт. На нем, правда, очень сложно ездить, нужно учиться и приспосабливаться к синхронной езде. Впрочем, для молодой семьи — то, что нужно".
Рядом с почтовыми санями здесь спокойно "уживаются" старинные автомобили, первые советские мотоциклы, швейные машинки, лодочные моторы, массивные кинопроекторы, которые еще не так давно трещали в кинотеатрах и "зажевывали" пленку.
А в "Уголке школьника", наряду со школьной формой, ранцем и другими ученическими принадлежностями, стоит самая настоящая деревянная парта, с круглой выемкой для чернил-непроливаек и продолговатым углублением для перьевой ручки.
Ученики некоторых деревенских школ вплоть до 70-х годов прошлого века осваивали школьную программу именно за такими партами.
"В ХIХ веке в России жил врач-офтальмолог, профессор Императорского Московского университета Федор Эрисман. Именно он предложил конструкцию этой парты, — рассказывает Лев Железняков. — Вы видите, что скамья, стол с наклонной столешницей и подставка для ног скреплены между собой. Это позволяло сохранять ученику правильную осанку и острое зрение".
В Музее индустриальной культуры нашлось место даже для упаковки советских времен.
Тут и пустые пакеты из под молока, и банки из под кофе с 20% cодержанием цикория, и бумажные коробочки из-под индийского чая высшего сорта.
Все, что собрано в этом музее, еще вчера мы покупали в продуктовых и промышленных магазинах, включали и выключали, надевали на себя, дарили друг другу.
Этими экспонатами создатели музея хотели отобразить эпоху СССР, чье-то детство и чью-то молодость.
Кстати молодые семьи посещают Музей индустриальной культуры не реже, чем семьи старшего поколения. Первые приходят сюда посмотреть, как выглядели вещи из прошлого, а вторые — за воспоминаниями. Интересно одинаково всем.