Мария Токмашева
На следующий день после показа фильма Стивена Содерберга "За канделябрами" тема однополой любви в основном конкурсе Каннского фестиваля продолжила свое развитие. От "позолоченной" жизни манерных калифорнийских геев 1970-х годов тема перешла к трогательной истории любви двух молодых девушек в современной Франции, где недавно приняли закон о легализации однополых браков.
Французский фильм "Жизнь Адель. Часть 1 и 2" (международное его название "Синий – самый теплый цвет") режиссера тунисского происхождения Абделатифа Кешиша рассказывает о 17-летней Адель (Адель Экзаркопулос), мечтающей стать воспитательницей в детском саду. Незадолго до своего 18-летия она встречает Эмму (Леа Сейду) - загадочную девушку с голубыми волосами - и не может избавиться от навязчивого желания "обладать и принадлежать". Так и начинается история женской любви, которая, как акцентирует режиссер, ничем не отличается от подобных отношений между мужчиной и женщиной.
Тема эта, конечно, не нова: конфликт в фильме отчасти напоминает, например, "Деток в порядке" Лизы Холоденко. Но Кешиш изображает женскую любовь во всех подробностях и деталях, не забывая и актуальный французский контекст, и свою давнюю страсть – еду (самый известный фильм режиссера - "Кус-кус и барабулька", где главным героем была арабская кухня). Эмма из артистической семьи, где принято готовить устриц на ужин, и не осуждать разные любовные увлечения. Адель из семьи простой, рацион которой составляют, в основном, макароны "Болоньезе", и которой страшно рассказать о неожиданной, "ненормальной" влюбленности. Кешиш достаточно подробно (фильм идет 3 часа) прописывает характеры своих героинь и ситуации, в которые они попадают, правдиво изображает и боязнь юной Адель, неожиданно влюбившейся в девушку, и неприятие, с которым ее потом встретят друзья, и разность взглядов на однополую любовь со стороны родителей.
Подробно в фильме показываются и эротические сцены, которые, уж точно, станут первым препятствием на пути "Жизни Адель" в российский прокат, известный своими пуританскими нравами. При этом здесь – в Канне – картина Кешиша имеет безусловные шансы на успех. Отметить "пальмовыми ветвями" могут как исполнительниц главных ролей, так, конечно, и самого режиссера, сделавшего самый яркий и запоминающийся на сегодняшний день фильм фестиваля.
На фоне этого новое произведение датчанина Николаса Виндинга Рефна (получившего два года назад "пальмовую ветвь" за режиссуру фильма "Драйв") "Только бог простит" шанса на успех не имеет вовсе.
В нынешней работе Рефн в главной роли вновь снял Райна Гослинга, который, как и в "Драйве", по большей части молчит и переминается из угла в угол под гнетом своей деспотичной матери в исполнении неузнаваемой Кристин Скотт Томас. По сюжету, который в фильме Рефна, впрочем, не сложен, Гослинг играет американца Джулиана, живущего в Бангкоке. Его старшего брата Билли убили за то, что он жестоко расправился с местной проституткой. За телом Билли приезжает его мать - дерзкая, беспощадная и вульгарная блондинка в исполнении Кристин Скотт Томас. Она жаждет мести и всячески побивает на это своего второго сына, которого и играет Гослинг.
Искусство, как сказал Рефн на пресс-конференции, "это акт насилия". И своим фильмом он это доказывает: полтора часа наблюдать за тем, как одетый Райан Гослинг под угнетающую музыку ходит по подсвеченным красным интерьерам тайских притонов – испытание не из легких. Особенно, когда по сути это путешествие не подкреплено никакой смысловой нагрузкой. Как и в "Драйве", здесь вновь форма доминирует над содержанием. Но снаряд дважды в одну воронку, как говорится, не попадает, так что жюри под руководством Стивена Спилберга вряд ли даст Рефну хоть какую-то награду: достаточно ему будет и той, полученной два года назад пальмовой ветви.