Новый этап всероссийской акции "Стопхам", призванной бороться с нарушениями парковки, стартовал во Владивостоке. Активисты движения уже на протяжении года совершают рейды по улицам города, фиксируя нарушения парковки. Они прочесывают наиболее "загруженные" районы города, сообщают водителям и сотрудникам ГИБДД о случаях нарушений и расклеивают знаки "Стопхам" на лобовые стекла машин. О том, насколько действенны методы участников акции, и как бороться со стихийными стоянками в условиях отсутствия парковок в городе, рассказал РИА Новости председатель Всероссийского общества автомобилистов в Приморском крае Владимир Кузнецов.
- Сегодня в городе все чаще проводятся акции "Стопхам", направленные на борьбу с неправильной парковкой. Смогут ли они повлиять на сознание водителей и решить проблему заставленных автомобилями тротуаров?
— "Стопхам" – это, безусловно, нужная идея. Конечно, это стихийная борьба. Но изначальные проблемы – в нехватке парковок и отсутствии автомобильной культуры. Сегодня в Приморье нет психологического воспитания будущих автомобилистов.
- Как сегодня можно решить проблему отсутствия парковок, и могут ли в этом помочь распространенные во все мире многоуровневые стоянки?
— Парковки во Владивостоке отсутствуют, кругом одни торговые центры. Решить проблему и разгрузить центр города могли бы многоуровневые парковки, которые вмещают до 50 автомобилей. Но городская администрация заявляет, что средств на строительство таких стоянок в бюджете не заложено.
При этом значительная часть земли в центре, где проблема стоит особо остро, выкуплена частными предпринимателями, но они не торопятся их строить, так как это невыгодно. Такой замкнутый круг не позволяет решить проблему парковок мирным путем и заставляет прибегать к силовым и штрафным методам.
- Как при явной нехватке территории можно решить проблему парковки в городе?
— Власти выдвинули идею о проведении массовых эвакуаций машин — нарушителей парковки при повышении штрафов до восьми тысяч рублей. Это отчасти решит проблему несанкционированной парковки, так как эта сумма заставит людей дважды подумать, прежде чем бросать машину на тротуаре.
Но, помимо применения силовых методов, власти должны мотивировать предпринимателей переносить свой бизнес за черту центра города, а исторические улицы оставлять для людей. Так уже давно сделано во всех развитых странах. Рано или поздно Россия тоже придет к тому же. Этому, кстати, будут способствовать высокие штрафы за эвакуацию машин. Люди будут меньше ездить в центр, и он разгрузится.
Сегодня практически все автобусы ходят по расписанию. Так люди могут планировать, как добираться до работы без опозданий, сэкономить на бензине и не испытывать проблем с парковкой в центре города. Конечно, я не призываю владивостокцев совсем отказаться от личных автомобилей, это предложение касается только поездок на работу и обратно.
- А что, по-вашему, мешает автомобилистам Владивостока пересесть на общественный транспорт уже сегодня?
— Мешает определенный менталитет русского человека. Раньше купить машину было проблемой, а сейчас почти каждый желающий может себе ее позволить. И, соответственно, все хотят иметь автомобиль. Автошколы переполнены, значительная часть обучающихся – молодежь. А это значит, что люди привыкают к машинам с юных лет и заставить их пересесть на общественный транспорт очень сложно. Однако у нашего города нет другого выхода – наполнение его автомобилями заставит всех, хоть и постепенно, начать пользоваться городскими автобусами вместо личных авто.
- Способна ли практика применения "Парконов" снизить уровень нарушений парковки в городе? Насколько их применение оправдано и эффективно?
— На использование "Парконов" можно посмотреть двояко. С одной стороны, они отслеживают достаточно много машин, и штрафы, конечно, заставят автомобилистов задуматься. А с другой – русский человек привык нарушать, хоть десять раз его наказывай. Тут нужно либо устраивать парковки, что сделать очень сложно в центре города, либо ужесточать штрафы и практиковать эвакуацию. Нужны более серьезные и жесткие санкции, чем штрафы, иначе использование такой дорогостоящей техники – бесполезная трата денег.
- Насколько серьезно сегодня стоит проблема придомовых несанкционированных парковок? Как с ней бороться, и могут ли жители домов что-то изменить собственными силами?
— Проблема, конечно, серьезная, и с ней нужно бороться только коллективно. Основные причины того, что наши придомовые территории занимают инициативные "предприниматели", – это коррупция и равнодушие местных жителей. То, что такие "бизнесмены " находятся под покровительством официальных лиц, известно всем. Но если собраться всем двором, то можно решить этот вопрос.
Нужно договариваться с охранниками таких парковок. Если такие "предприниматели" создадут кооператив, наладят выдачу чеков, то в случае порчи машины их можно будет привлечь по закону. Если же охранники несговорчивы, то нужно их просто "выгонять" всеми жильцами дома. А в случае повреждения автомобилей нужно писать заявление в полицию. И если каждый человек задумается о том, почему он должен платить за то, чтобы ставить машину в своем дворе, то совместно с соседями он сможет решить эту проблему.