Рейтинг@Mail.ru
Вагнер в кино: 5 мелодий, "захвативших" кинематограф - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вагнер в кино: 5 мелодий, "захвативших" кинематограф

© Иллюстрация РИА Новости . /Zoetrope StudiosВагнер в кино: 5 мелодий, "захвативших" кинематограф
Вагнер в кино: 5 мелодий, захвативших кинематограф
Читать ria.ru в
Дзен
Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения немецкого композитора Рихарда Вагнера. Его имя знакомо даже тем, кто не слышал ни одной из написанных им четырнадцати опер и несметного количества менее масштабных музыкальных произведений. Проект Weekend РИА Новости выбрал пять произведений Вагнера, которые чаще всего можно услышать в кино.

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения немецкого композитора Рихарда Вагнера. Его имя знакомо даже тем, кто не слышал ни одной из написанных им четырнадцати опер и несметного количества менее масштабных музыкальных произведений. Его музыка очаровывает, завораживает и даже пугает. В XX веке репутация Вагнера серьезно пострадала: во-первых, Адольф Гитлер называл его своим любимым композитором, во-вторых, музыканту припомнили его собственные националистические высказывания. Так что, какое-то время восхищаться произведениями Вагнера и исполнять их считалось делом почти неприличным.

Это отношение в наибольшей степени отражает высказывание Вуди Аллена: "Я не могу слушать много Вагнера. У меня возникает непреодолимое желание завоевать Польшу".

Со временем его произведения заняли должное место не только на оперной сцене, но и в кино, а некоторые моменты культовых фильмов без музыки Вагнера сложно представить. Она создает своего рода "саспенс", причем часто одна и та же мелодия органично сопровождает абсолютно разные истории. Например, вступление из оперы "Золото Рейна" звучит в фильмах "Носферату: призрак ночи" Вернера Херцога и "Новый свет" Терренса Малика. Первый – история о Дракуле, а второй – о Покахонтас. Проект Weekend РИА Новости выбрал пять произведений Вагнера, которые чаще всего можно услышать в кино.

 


"Полет Валькирий"/ Вступление к опере "Валькирия"

"Полет Валькирий" не является отдельным музыкальным произведением, как можно подумать, это вступление к третьему действию оперы "Валькирия", которая в свою очередь – часть знаменитого оперного цикла "Кольцо нибелунгов", состоящего из четырех опер. Премьера "Валькирии" состоялась в июне 1870-го, а первые наброски "Полета" датированы 23 июля 1851 года. Вагнер настаивал на исполнении всех четырех опер цикла вместе, и уж тем более был против исполнения отдельных фрагментов. Постановка 1870-го года в Национальном театре Мюнхена была осуществлена вопреки его воле, а когда композитор начал получать предложения об отдельном исполнении "Полета Валькири", то вовсе запретил подобные "неблагоразумные" вещи.

К началу ХХ века именно этот музыкальный фрагмент стал одним из самых узнаваемых произведений композитора, и заслуга тут в первую очередь "важнейшего из искусств". В кино "Полет Валькирий" использовался немыслимое количество раз. Первым в этом контексте вспоминается, конечно, сцена атаки корейской деревушки из фильма Фрэнсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня" (Apocalypse Now, 1979). Произведение, более соответствующее звуку летящей вертолетной армады, придумать сложно. В фильме "Полет" звучит в исполнении Венского филармонического оркестра под управлением Георга Шолти. После выхода фильма Копполы и сцена (и музыка) цитировалась и пародировалась бесконечное количество раз. Один из последних случаев - мультфильм "Ранго" (Rango) Гора Вербински, где "Полет Валькирий" исполняется в оригинальной аранжировке - на банджо.

 

Коппола не был первым, кто использовал эту композицию в таком качестве. В 1915 году в США вышел фильм "Рождение нации" (The Birth of a Nation), где "Полет Валькирий" сопровождал победную скачку ку-клукс-клановцев.

Также известный факт использования мелодии – немецкая кинохроника от 30 мая 1941 года, "Полет" сопровождает полет самолетов люфтваффе в битве за Крит. Кроме того, эту мелодию можно услышать и в первых минутах фильма "8 ½" Федерико Феллини, ее исполняет оркестр в парке санатория, где начинается действие фильма.

Увертюра из оперы "Тристан и Изольда"

Увертюру из оперы Вагнера "Тристан и Изольда" можно услышать в фильме Ларса фон Триера "Меланхолия" (Melancholia). Точнее,  эта музыка задает тон всей ленте. Фильм начинается с 8-минутного пролога, решённого как последовательность почти статических кадров – лицо главной героини на фоне закатного неба и падающих птиц, парк с солнечными часами, "Охотники на снегу" Питера Брейгеля и т.д. – а музыкальным фоном пролога служит как раз эта мелодия.

В 2011 году картина была номинирована на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля, но не выиграла. Автор ленты и вовсе был на время изгнан с позором за "чрезмерную болтливость", впрочем, исполнительницу главной роли – Кирстен Данст жюри третировать не стало и вручило ей награду за "Лучшую женскую роль".

Фон Триер не первый кто обращался к этому произведению. Пальма первенства и здесь принадлежит другому – Альфреду Хичкоку. Увертюру из этой оперы Вагнера Хичкок выбирает в качестве музыкального сопровождения к одной из первых своих звуковых работ ленте "Убийство!" (Murder!, 1930). Этот фильм примечателен еще и тем, что здесь впервые за кадром были озвучены мысли героя, в этом фрагменте под музыку Вагнера он размышляет о справедливости вынесенного смертельного приговора.

 

"Liebestod" - финальная часть оперы "Тристан и Изольда"

Рихард Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
22 мая 2013, 13:30

"Liebestod" или "Смерть Изольды", исполняемая в конце оперы Вагнера "Тристан и Изольда", тоже хорошо известна  не только любителям классической музыки. Немецкое называние можно перевести как "смерть в любви", дословный перевод в данном случае невозможен. Этот фрагмент, иллюстрирующий финал трагической истории любви, был использован Базом Лурманном в его киноверсии "повести, что нет печальнее на свете".

В фильме 1996 года "Ромео + Джульетта" (Romeo + Juliet) с Леонардо Ди Каприо и Клэр Дейнс в ролях юных влюбленных, "Liebestod"звучит в самый трагический момент, после того, как героиня  стреляет в себя из пистолета.

В фильме ария звучит в исполнении Леонтины Прайс, известной в США оперной певицы, считающейся первой афроамериканкой, ставшей примой Метрополитен-опера.

© Каравелла DDC
Кадр из фильма База Лурмана "Ромео + Джульетта" (1996)

Еще одно известное использование "Liebestod" в качестве саундтрека – "Андалузский пес" (Un chien andalou) Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. Этот сюрреалистический эксперимент двух испанцев, стал классикой авангарда немого кино, хотя вначале его создатели не верили в успех и даже побаивались реакции зрителей. Говорят, что на премьеру в Париже Бунюэль пришел с полными камней карманами, на случай, если придется отбиваться от зрителей. Этого не случилось, фильм не просто понравился, но и успешно шел в прокате несколько месяцев. В 1960-м году Бунюэль добавил к картине саундтрек – музыку Вагнера и два аргентинских танго. Во время показов в конце 1920-х "Андалузский пес" шел под эти же мелодии "в исполнении" граммофона.

© public domain
Кадр из фильма "Андалузский пес"

 

Увертюра из оперы "Лоэнгрин"

Рихард Вагнер. Увертюра к опере «Лоэнгрин»
22 мая 2013, 13:30

"Лоэнгрин" - одна из самых известных опер мирового репертуара и одно из самых известных произведений Вагера. В его основе – средневековая поэма, которую Вагнер сам переработал в либретто. Композитор писал ее находясь в изгнании в Швейцарии, и даже работал над партитурой на английском. Впервые "Лоэнгрин" был поставлен в 1850-м в Веймаре, однако не имел успеха.

Вступление к опере любимо многими поклонниками классической музыки, оно написано в романтическом, возвышенном стиле и посвящено теме Священного Грааля. А вот самый известный фильм, где звучит эта мелодия, не имеет к средневековым легендам никакого отношения.

В 1940-м на экраны вышел первый звуковой фильм Чарли Чаплина - "Великий диктатор" (The Great Dictator). Это была абсолютно неприкрытая сатира на Гитлера (в фильме диктатора зовут Аденоид Хинкель) и, конечно, великий комик не смог обойти вниманием известный факт о любви фюрера к музыке Вагнера.

Под увертюру из "Лоэнгрина" диктатор Чаплина исполняет "акробатическо-комический" танец с глобусом: метафора о завоевании мира, который в конце лопается как мыльный пузырь, более чем ясна.

 

"Свадебный хор" из оперы "Лоэнгрин"

Это музыкальное произведение композитора - абсолютный рекордсмен по использованию в качестве "саундтрека".

Свадебный хор, сопровождающий в опере празднование свадьбы Эльзы и Лоэнгрина, в США и Европе традиционно используется в свадебных церемониях (как у нас "Марш Мендельсона").

Поэтому услышать данное произведение Вагнера можно практически в каждом фильме, если в нем есть сцена с невестой, идущей к алтарю - от "Сумерек", "Сбежавшей невесты" и "Трансформеров 3" до "Симпсонов" и мультсериала "Мой маленький пони". Впрочем, в опере эта музыка не предвещает ничего хорошего: свадьба становится для Лоэнгрина и Эльзы началом конца, а финал произведения трагичен.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала