Мария Токмашева
Членам жюри основного конкурса, зрителям и журналистам наконец-то уже в кино, а не только на набережной Круазетт показали жизнь высшего общества. Но в отличие от Круазетт в кино внешне беззаботная богемная жизнь, естественно, имеет и обратную сторону.
Посмотрите фотоленту "Гэтсби", "Зулу" и 20 претендентов на "Золотую пальмовую ветвь" >>
Итальянец Паоло Соррентино, режиссер, бесспорно, талантливый и интересный, в своем новом фильме "Великая красота" рассказывает о современном высшем обществе города Рима. Главный герой - журналист, интервьюер, а в прошлом писатель Джеп Гамбарделла (Тони Сервилло). Фильм начинается с необычайно долгой и громкой сцены празднования его 65-летия на огромной террасе дома с видом на величественный Колизей, со всеми подобающими для таких вечеринок атрибутами: с редактором-лилипутом, голыми, татуированными женщинами, танцующими за стеклом, и выскакивающей из огромного белого торта не менее габаритной по своему размеру бывшей ведущей эротических шоу. В общем, праздник удался. К чему, собственно, Гампарделла всю свою жизнь и стремился, приехав в 26 лет в Рим и поставив задачу "стать главным в высшем обществе". Но, увы, за почти 40 лет оно ему так наскучило, что он выступает теперь лишь в роли наблюдателя: отчитывает на чем свет стоит очередную писательницу, хвастающуюся тем, что она мать троих детей и литературный гений (хотя для каждого ребенка у нее имеется няня, а работает она сценаристом на реалити-шоу), не восхищается современным искусством, что в высшем обществе сродни репутационному самоубийству, и цитирует Пруста. Компанию очередному искателю "утраченного времени" составляет прекрасный летний Рим.
Это размышление на вечную тему разложения элиты, конечно, неплохо сделано и актуально во все времена. Но не проводить параллели со "Сладкой жизнью" Федерико Феллини здесь невозможно. Фильм Соррентино по сути и представляет собой современную версию этого признанного шедевра. Главную роль в "Великой красоте" исполнил Тони Сервилло, который ничуть не уступает легендарному Марчелло Мастроянни. У Сервилло уже есть приз Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль в фильме Андреа Молайоли "Девушка у озера", так что не исключено, что и каннское жюри во главе со Стивеном Спилбергом по достоинству оценит эту работу.
Все новости 66-го Каннского фестиваля в рубрике "Культура" >>
Хотя у Сервилло во вторник появился и не менее серьезный конкурент – американец Майкл Дуглас.
Победивший тяжелую болезнь актер предстал в новом фильме Стивена Содерберга "За канделябрами" в абсолютно неожиданном амплуа: талантливого гея-пианиста, артиста и шоумена Валентина Либераче, влюбившегося в юного Скотта Торсона, которого в фильме сыграл нестареющий Мэтт Дэймон. И Дэймон, и Дуглас до этого момента в ролях подобного рода замечены не были, а тут сразу несколько постельных сцен, нежных поцелуев и открытого флирта на фоне роскошных интерьеров с позолотой.
Картина основана на реальных событиях. Валентино Либераче в 1950-1970-е годы был самым высокооплачиваемым артистом в мире. Публика полюбила его не только из-за таланта, но и из-за яркого образа: в сценическом гардеробе артиста были обшитые золотом жакеты, серебряные накидки с перьями и мехом, а на руках всегда красовались тяжелые перстни. В 1977 году, кода пианисту было 56 лет, он встретился с 17-летним Скоттом Торсоном и сделал его своим компаньоном и помощником. Несмотря на то, что артист не раз опровергал слухи о своем гомосексуализме, многие считали юношу его любовником. В 1982 году Торсон подал против Либераче иск на 113 миллионов долларов с обвинением в принуждении к сожительству. Иск был удовлетворен в размере 95 тысяч долларов за месяц до смерти Либераче в 1987 году от осложнений на сердце, вызванных СПИДом.
Дэймон и Дуглас лихо отдаются новым актерским амплуа и отчаянно пытаются сыграть влюбленность, заинтересованность в пластической хирургии и модных "калифорнийских диетах". Фильм Содерберга сделан достаточно аккуратно, без излишних пафоса и комичности, но смех в зале, безусловно, вызывает. Либераче в исполнении Дугласа то и дело поворачивается к герою Дэймона подкачанными ягодицами, да и сам Дэймон в фильме расхаживает вдоль бассейна в трусах, изрядно декорированных стразами. Герой Дугласа после очередной "пластики" в буквальном смысле спит (и храпит при этом) с открытыми глазами. В общем, как говорилось еще в известном фильме, "у каждого свои недостатки". И смотрелось бы это довольно мило, будь фильм (как, впрочем, и планируется) показан по ТВ, а не участвовал в основном конкурсе главного кинофестиваля мира. Впрочем, оценить работу Дугласа жюри вполне может.
Чтобы жизнь не казалась усыпанной стразами красной ковровой дорожкой, журналистам во вторник вечером показали еще одну картину, в которой, кстати, тоже вполне может обнаружиться претендент на мужскую актерскую номинацию. Это "Григри" (Grisgris) режиссера из Чада Махамата-Салеха Харуна. В 2010 году режиссер уже получал приз жюри Каннского кинофестиваля за свою социальную драму "Человек, который кричит". В "Григри", как и в предыдущем фильме Харуна, действие происходит в современном Чаде. У 25-летнего парня по прозвищу Григри парализованы ноги, но это не мешает ему лелеять мечту стать танцором. Каждый вечер в местном клубе он демонстрирует действительно поразительную пластику, настолько успешно, что красавица Мими влюбляется в него. Но мечты Григри отступают на второй план, когда выясняется, что его отчим тяжело болен и для операции потребуется 30 тысяч франков, которые невозможно заработать только танцами.
Тема людей с ограниченными возможностями во Франции в последнее время особенно популярна. Вспомнить хотя бы побившую все рекорды по сборам комедию "1+1", где ироничный афроамериканец, освободившийся из тюрьмы, присматривал за богатым снобом-французом в инвалидной коляске, или участвовавший в прошлогоднем Каннском фестивале (правда, не получивший никаких наград) фильм Жака Одиара "Ржавчина и кость", в котором Марион Котийяр играла потерявшую ноги дрессировщицу касаток. Так что фильм чадского режиссера в Канне вполне могут отметить мужской актерской наградой Сулейману Деме, который и сыграл талантливого Григри.