Наталия Григорьева
Второй день неосновной, "разогревающей", программы Primavera - напомним, официально фестиваль стартует 22 мая - проходил, как и накануне, в помещении Sala Apolo, с той лишь разницей, что количество выступающих в один вечер групп увеличилось с двух до семи. А вместо одного зала заработали одновременно два: в первом можно было послушать поп-музыку во всех вариациях, а вот второй оккупировала "тяжелая" артиллерия в лице разнокалиберных метал-, индастриал- и панк-групп.
Гид по фестивалю Primavera: 18 выступлений, которые нужно услышать >>
Несмотря на то, что наибольший интерес с самого начала представляет программа второго, большого, зала, для порядка стоит заглянуть и в малый. Пока зрители неспешно заполняют помещение, на сцене уже начинает играть свой сет группа Fuka Lata - электронный дуэт, исполняющий меланхоличный спейс-поп. "Без паники, мы из Польши", - шутит хрупкая блондинка-вокалистка Ли Марго в ответ на слегка недоуменное молчание еще не до конца включившейся в происходящее публики. Раздаются робкие аплодисменты, Ли благодарит зрителей и тут же превращает сказанное "Thank you" в сэмпл, задающий ритм очередной композиции. В следующие полчаса со сцены звучат несколько треков, перетекающих один в другой и как нельзя лучше подходящих под расплывчатое определение эмбиента.
Тем временем на главной сцене к своей кульминации движется выступление местной хэви-метал группы Foscor, чье название в переводе с каталанского значит "темнота". Весьма прямолинейно, как и длинные волосы, рычащий вокал и гитарные запилы - по заверениям организаторов, Foscor, существующие уже почти два десятка лет, считаются предводителями каталанского метал-движения. Впрочем, само существование такого движения - хорошая и в чем-то даже удивительная новость. В финале солист обращается к публике на испанском, и те, кто из всего вышесказанного понимают лишь слово "Gracias", потихоньку переходят в "попсовый" зал.
Тут все наоборот - участник еще одной польской группы - Twilite жалуется, что выучил всего несколько испанских слов. Музыкантов всего двое, и играют они акустический поп-фолк с лиричными текстами про то, что "солнце садится, луна поднимается, а я жду тебя". На родине коллектив весьма популярен, и по проверенным данным, в последние годы стабильно занимает верхние строчки национальных чартов. "Мы группа Twilite, - напоминает собравшимся вокалист. - Есть ли среди вас те, кто слышал о нас раньше?". В ответ неожиданно раздаются крики и аплодисменты, которым музыкант находит объяснение: "Не удивляйтесь, это наши друзья". Скромность скромностью, но в случае с Twilite надо отдать должное тому, как участники группы работают с акустическими гитарами, извлекая из них, казалось бы невозможное для данного инструмента нойзовое звучание.
Приходит время вновь сменить зал - по программе на главной площадке Sala Apolo должны выступить японцы Bo Ningen. По большому счету, расписание не нужно - достаточно одного взгляда на сцену, где в лучах прожекторов "дают рок" одетые в черные и красные платья-балахоны, длинноволосые, андрогинные юноши. Эйсид-панк по-японски или же психоделический гаражный рок с пронзительными гитарами и голосом - то высоким, то резким и низким. Вообще происходящее напоминает ритуальное действо - дело не в пресловутом "восточном колорите", его тут нет, а скорее в привносимом, дополнительным и мистическом смысле. Солист беззвучно шевелит губами и делает в сторону публики пассы руками, остальных музыкантов, за исключением солидного барабанщика скрытых волосами, почти не показывают. Финальную композицию Bo Ningen растягивают на добрых 15 минут, превращая исполнение в психоделическое подобие джазовой импровизации. Музыканты виртуозно размахивают гитарами, поднимают их над головами, переворачивают, ни на секунду не прерывая игру. В глубине души так и хочется, чтобы инструменты разлетелись в щепки от ударов друг о друга.
Затянувшееся выступление японцев удерживает большую часть зрителей от похода в соседний зал, где можно послушать еще одних представителей польской музыкальной сцены - группу Plum. Тем более, что сразу вслед за Bo Ningen на фестивале выступают Godflesh - распавшаяся в 2002 и воссоединившаяся в 2010 году группа Джастина Бродерика, известного также по работе в Napalm Death и собственным проектам Techno Animal и Jesu. Гитарист и вокалист Бродерик, басист Бен Грин и драм-машина вместо ударника - в сумме выходит индастриал-метал с искаженными гитарными партиями, электронными ударными и минималистичным вокалом. Говорят, что Godflesh всерьез работают над новым материалом и готовят альбом к выходу чуть ли не в следующем году, что означает или новую эру пост-метала, или вовсе что-то совершенно иное.