Давняя идея директора Пушкинского музея Ирины Антоновой воссоздать в Москве закрытый в 1948 году Музей западного искусства получила широкое обсуждение после "прямой линии" президента РФ Владимира Путина. После того, как Антонова озвучила свое предложение на всю страну, Путин ей ответил, что поддержит любое решение по вопросу возрождения музея, но после предварительной проработки профессиональным сообществом. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выступает против передачи эрмитажной коллекции в Москву, в Петербурге был организован сбор подписей в его поддержку.
Независимый галерист Ирена Куксенайте поделилась с РИА Новости мнением о причинах возникновения конфликта между Пушкинским музеем и Эрмитажем.
- Коль скоро у нас в стране стали подниматься вопросы перераспределения музейных коллекций, то давайте окончательно условимся, от какой даты считать, кто кого обидел, кто кого обобрал.
По-моему, если и восстанавливать какую-то справедливость, то начать следует с 1917 года. Ведь беспредел, который произошел в те времена, видимо, продолжается. И только усугубляется по сегодняшний день. Давайте коллекцию Эрмитажа мусульманам отдадим, там наверняка найдутся какие-нибудь объекты, которые могут быть им дороги. Оставшуюся часть - японцам, китайцам, французам. Всем, кому это когда-либо принадлежало.
Начать перераспределение ценностей можно, не ограничиваясь территорией России, а выйдя на международный уровень, например, потребовав от Британского музея поделиться экспонатами – это было бы честно. Пусть Соединенные Штаты вернут все награбленное, пускай возвратят разграбленный самый древний в мире Иракский музей. Чего мелочиться-то?
Эрмитаж - это единственный оплот культуры. На него давно уже все покушаются. И это понятно: здесь масса всего интересного. Но поднимать такие вопросы – наглость, доведенная до исступления. Очевидно, что Музею нового западного искусства своей нынешней коллекцией не собрать таких денег, которые собирает Эрмитаж, поэтому причина посягательства на его экспозиции совершенна ясна.
На мой взгляд, предложение о передаче коллекции французских импрессионистов - это был просто элементарный наезд, но под видом интеллигентной старушки. Только остается непонятно, ее в данном случае использовали или она сама себя использовала. И вот тут мне лично все равно.