МОСКВА, 21 мая — РИА Новости. Первый заместитель генерального директора "Уралвагонзавода" Владимир Шмаков, который возглавит ОСК, является компромиссной фигурой для Минпромторга, "Ростеха" и "Роснефти"; его задачи — создание суперверфей и завершение работы по крупным контрактам с Минобороны, считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
В ходе совещания глава государства сказал, что ОСК возглавит Шмаков. Теперь совету директоров ОСК предстоит принять прошение об отставке Дьячкова и назначить своим решением нового президента — Шмакова.
Пришли к компромиссу
"Это человек главы Минпромторга Дениса Мантурова и (генерального директора госкорпорации "Ростех") Сергея Чемезова. Тут главная интрига заключается в том, почему это не человек (президента подконтрольной государству нефтяной компании "Роснефть") Игоря Сечина, потому что предполагалось, что ОСК входит в интересы Сечина. Можно предположить, что был достигнут некий компромисс", — сказал РИА Новости во вторник заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
В качестве вероятного претендента на пост главы ОСК назывался Роман Троценко, который с ноября 2009 по июль 2012 года возглавлял эту судостроительную корпорацию, затем стал советником Сечина, а впоследствии возглавил швейцарскую "дочку" "Роснефти". Кроме того, как возможные кандидаты назывались первый зампред правительственной Военно-промышленной комиссии Иван Харченко и бывший главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий.
По словам эксперта, позиция "Ростеха" в данном случае вполне понятна, так как через входящий в корпорацию "Рособоронэкспорт" проходит ряд важных экспортных контрактов, исполняемых предприятиями ОСК. "Но если будут запущены крупномасштабные проекты по строительству суперверфей для газовозов, то тогда все равно встанет вопрос о том, что "Роснефть" должна усилить свое присутствие и влияние в этой компании", — сказал собеседник агентства, отметив, что это вопрос будущего.
Между тем на строительство кораблей для ВМФ РФ назначение Шмакова пока никак не повлияет, убежден Макиенко. "Выполнение контрактов зависит не от ОСК, а от непосредственных промышленных площадок. Сейчас все дело будет решаться на промплощадках и региональных центрах ОСК — Западном, Северном", — добавил эксперт.
"Бореи", далекие от реальности
Тем не менее по некоторым, самым сложным, проектам ОСК результаты аудита, который поручил провести Путин, могут оказаться "самыми разными", считает собеседник агентства.
"Я не могу знать наверняка, но есть очень сильное подозрение, что крупные долголетние контракты заключались в большой спешке. Вполне возможно, что они были заключены по нереалистичным ценам. Например "Бореи" — наиболее сложные из всех (контракт по строительству АПЛ проекта 955 — ред.), там огромное количество поставщиков, и просто реально могли быть допущены ошибки в формировании цен на комплектующие. Опять же трудоемкость (строительства) "Викрамадитьи" тоже реально в 2004 году не знали", — подчеркнул Макиенко.
Согласен с таким мнением и руководитель центра военного прогнозирования, доцент факультета мировой политики МГУ Анатолий Цыганок, отметивший, что пересмотры существующих контрактов вполне ожидаемы. "Конечно, могут быть (пересмотрены), потому что цены однозначно завышены. Необходимо кардинально менять взаимоотношения между Минобороны РФ и оборонно-промышленным комплексом", — сказал Цыганок.
ОСК — крупнейшая судостроительная и судоремонтная компания в России, созданная в 2007 году. В ее состав входят девять проектно-конструкторских бюро и 39 судостроительных и судоремонтных предприятий. В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 70% отечественного судостроительного комплекса. Государству принадлежит 100% акций.