Рейтинг@Mail.ru
Сократить чиновников и бюджетников, чтобы спасти бюджет - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сократить чиновников и бюджетников, чтобы спасти бюджет

Читать ria.ru в
Если сокращение государственных чиновников народ воспримет с одобрением, то увольнения бюджетников он не простит, уверена Анна Каледина.

Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.

Бюджет трещит по швам, и Минфин уже не в состоянии удерживать расползающиеся концы: доходы сокращаются, а расходы, прежде всего социальные, пухнут. А ведь экономисты давно предупреждали о таком сценарии, когда даже относительно высокие цены на нефть уже не смогут поддерживать бесконечно растущие обязательства государства.

Чтобы отсрочить катастрофу, Минфин направил в правительство предложения, которые, что следует из названия, призваны ускорить темпы экономического роста. На самом деле одним из важнейших пунктов программы является оптимизация госслужащих и бюджетников, которую Минфин рекомендует начать уже в октябре этого года.

Умножение делением

Минфину действительно не позавидуешь. Сейчас ведомство пытается добыть дополнительные средства на выполнение обязательств за счет, образно говоря, перемены мест слагаемых.

На минувшей неделе Госдума приняла в первом чтении поправки в бюджет, которые позволяют перераспределить 171 млрд рублей, но общие параметры при этом не меняются. Возьмут деньги из резерва, предусмотренного для кризисных ситуаций, и направят на текущие выплаты. То есть ситуация дошла до того, что пришлось засунуть руку в неприкосновенный запас.

Никаких других источников финансирования дефицита, как подчеркивали представители Минфина, просто нет. Вероятно, поэтому оно и вспомнило о президентском указе 2010 года и решило его срочно реанимировать.

В конце 2010 года Дмитрий Медведев, на тот момент глава государства, подписал указ об оптимизации численности чиновников. Документ предполагал сокращение в 2011-2013 годах федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных госорганов не менее чем на 20%. Но этого пока не произошло. И указ пришелся весьма кстати в 2013-м, когда бюджетный вопрос стал очень остро.

В свежих предложениях Минфин, правда, не уточняет, насколько предполагается оптимизировать количество служащих госорганов, но зато к ним прибавляются бюджетники. Ведь понятно, что люди, которые получают у государства (из бюджета) зарплату, неидентичны. Есть служащие госорганов, которые работают на механизм, а есть так называемые бюджетники – медики, учителя, военные, сотрудники правоохранительных органов, судов и пр.

Минфин предлагает с 1 октября 2013 года начать оптимизацию численности всех получающих довольствие в бюджете, а с 1 сентября 2014 года уточнить подходы к повышению зарплат "с учетом фактической нагрузки и влияния на конкурентоспособность экономики".

Весьма изобретательно. С одной стороны, это не противоречит указам президента Владимира Путина о повышении зарплат (а во время последних публичных выступлений тот прямо сказал, что повышали и повышать будем, невзирая на критику либеральных экономистов).

С другой стороны, можно сначала снизить количество бюджетников, а уже остальным повысить зарплаты. Читай – за счет тех, кого сократили. И указание выполнили, и дополнительные средства из казны не потратили.

"У президента в указах написано: добиться повышения эффективности отраслей и повысить зарплату. У нас получилось, что мы просто стали больше платить", – пояснил агентству "Прайм" замминистра финансов Алексей Моисеев. Классическая уловка.

Сколько врачей может прокормить чиновник

Схема "режем косты", или "сокращаем издержки", давно и активно используется частным бизнесом. Процесс этот плавающий и динамичный: пришли плохие времена – ужимаемся, настало просветление – расширяемся. Государство – более неповоротливая и консервативная машина, чем частный бизнес, и оно к тому же несет социальную ответственность.

Если сокращают бюджетников, то это заканчивается волной недовольства граждан. Более того, как показал опыт всех анонсированных административных реформ в нашей стране, попытки снизить количество чиновников приводят к их увеличению. По данным Росстата, например, если в 2000 году на 1000 работающих приходилось 18 сотрудников госорганов и местного самоуправления, то в 2012 – уже 24. Вот такая "оптимизация".

Одним из методов сокращения бюджетников на совещании правительства с президентом 7 мая поделился министр образования Дмитрий Ливанов. По его словам, на данный момент примерно треть преподавателей в вузах – лишние. А в некоторых учебных заведениях избыточность доходит до 50%. Поэтому уже к осени Минобразования планирует начать оптимизацию.

И этот процесс, нужно отметить, тоже связан с повышением зарплат. Как пояснил Ливанов, нельзя бездумно повышать содержание преподавательского состава. Сначала нужно оставить нужных, а уже потом повышать им зарплату, прежде всего, за счет выбывших. Очень похоже на то, что предлагает Минфин.

Существует опасность, что под "минфиновское" сокращение пойдут преимущественно бюджетники, а не чиновники. При этом разница в зарплатах – колоссальная. Например, в прошлом году средняя месячная компенсация федерального чиновника превысила 60 тыс рублей. А вот средний заработок тружеников здравоохранения и образования, хоть и росли опережающими темпами, но в среднем по стране составляют, по последним данным Росстата, чуть больше 21 и 20 тыс рублей соответственно. Грубо говоря, один федеральный чиновник может трех медиков и учителей прокормить.

Вечные экзамены

Еще один вопрос – как будут решать, кого сократить, а кого оставить. Для этого как раз Минфин предлагает с октября начать анализ эффективности. Своего рода KPI для госслужащих и бюджетников.

Не очень понятно, зачем нужен дополнительный анализ, если уже есть правила аттестации работников госсектора. По указу президента, она должна проводиться раз в три года. И по результатам аттестации, а также при отказе ее проходить, могут быть сделаны оргвыводы вплоть до увольнения.

Кстати, мои друзья-медики такую процедуру проходят регулярно. Насколько она эффективна – другой вопрос. Но не проще усовершенствовать то, что есть, а не пытаться на ровном месте придумать что-то новое? А при высокой роли человеческого фактора, который существует у нас при оценке эффективности, о справедливости в этом смысле говорить нельзя. И под оптимизацию могут попасть достойные работники.

И последнее. Нет сомнений, что здравый смысл в оптимизации госсектора есть. Безусловно, есть и избыточность, в том числе бюджетников. Но нельзя решать проблему наскоком, руководствуясь сиюминутными проблемами бюджета.

Представитель Минфина заметил, что слишком много ведомственных госучреждений, услуги которых можно заменить на услуги частников, отобранных по тендеру. Складывается ощущение, что чиновники живут в другом измерении. Практически все ведомственные, скажем, поликлиники уже давно работают с "улицей" и принимают, как это принято говорить, платных клиентов. Поэтому вопрос нужно изучить серьезно, а не быстро-быстро, чтобы сэкономить.

Ведь куда денутся оптимизированные госслужащие и бюджетники? Вольются в ряды безработных и повысят уровень безработицы? За это однозначно по головке инициаторов оптимизации не погладят.

Да и кроме того, президентский указ о сокращении госслужащих, который реанимировал сейчас Минфин, был подписан в 2010 году. Почему за это время нельзя было если не выполнить его, то хотя бы подготовить условия для его реализации? Например, предусмотреть программы переобучения, социальной поддержки и т.д. В общем, соломки подложить, поскольку проблема сложная и социальная. И не очень популярная, кстати. Если оптимизацию чиновников наш народ примет с радостью и одобрением, то бюджетников он не простит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала