Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Один лишь слух о том, что в Госдуме готовится законопроект о легальной продаже автономеров с "красивым" набором букв или цифр по ценам на несколько порядков выше стоимости обычных номеров вызвал дискуссию в обществе. Идет она настолько бурно, что даже возникает подозрение: на самом деле нас волнует не столько узаконенная продажа "блатных" номеров, сколько создание прецедента монетизации сословных привилегий.
Вот и давайте попробуем оценить объем теневого рынка госуслуг, доступных избранным. Возможно, тогда станет понятнее, какова вероятность принятия подобных законопроектов Госдумой и будут ли они работать, если их все-таки примут.
Сколько стоят "красивые" номера
Народ уже подсчитал, что если продавать "блатные" номера на два порядка дороже, чем стоят обычные номера (как предлагает автор законопроекта депутат Госдумы Михаил Сердюк), то есть за 150 тыс рублей, то это все равно будет примерно на порядок меньше взятки за выдачу самых "крутых" номеров, какие висят на авто членов правительства (1,3 млн рублей). И в два-три раза дешевле менее статусных номеров, например, с буковками ААА.
Статистики по размерам взяток за "красивые номера", естественно, нет. Но по косвенным сведениям объем этого теневого рынка можно прикинуть. По данным местного Следственного управления Следственного комитета, начальник забайкальского ГИБДД получил за разные незаконные услуги, в том числе и продажу "красивых" номеров, 1,7 млн рублей. Если, следуя открытым материалам его дела, вычесть из этой суммы взятку в 1 млн за другую "услугу" и взятки за незаконную выдачу водительских прав, то забайкальские любители "красивых номеров" потратили на них 200-300 тысяч рублей.
Не такая уж большая сумма. Но если учесть, что всего забайкальскому "оборотню" инкриминируется только 10 взяток, и далеко не все они были "за номера", то сумма каждой "номерной" взятки выглядит уже внушительно: примерно 50 тысяч рублей. И это в глухой российской провинции и только у одного "оборотня".
Следом за начальником забайкальского ГИБДД "по аналогичному делу" был арестован его заместитель. Обратите внимание: не по тому же делу, а по аналогичному.
В 2012 году следствие возбудило более десятка дел по фактам коррупции среди сотрудников УГИБДД Рязанской области. Среди них – дело о получении взяток за продажу "красивых" номеров, фигурантом которого является старший госинспектор отделения МРЭО областного ГИБДД.
Даже эти скудные, разрозненные данные, которые официально подтверждены, не позволят сомневаться: торгуют "номерами" по всей России, и хорошо торгуют! В каждой буквенной серии номеров достаточно красив для продажи каждый одиннадцатый номер с одинаковыми цифрами (111, 222, 333 и т.д.). А если сюда добавить другие "красоты" (например 001, 007 и т.п.), то продажную красоту приобретает уже примерно каждый седьмой номер. Это не говоря о "красотах" буквосочетаний в номерах. С их учетом так или иначе может быть "красив" уже каждый пятый номер.
Всего в нашей стране около 35 миллионов личных автомобилей, у каждого должны быть номера. Делим это количество на 5 и умножаем на 50 тыс рублей. Даже по забайкальским "тарифам" получается 350 млрд рублей.
Конечно, далеко не каждый автовладелец готов платить лишние деньги за номер, который похож на номер высокопоставленного чиновника. Наверное, многих из нас вполне удовлетворит номер, который совпадает с нашими собственным инициалами и годом рождения (или с какими-нибудь другими лично дорогими им цифрами и буквами). Десятки тысяч платить за это ни один нормальный человек не будет, но если такой номер будет стоить чуть дороже обычного, его, наверное, все-таки купят.
Разумеется, если продавать статусные и просто "красивые" номера на интернет-аукционах, то рынок быстро отрегулирует цены до разумных, и общая сумма в треть триллиона рублей значительно уменьшится. Но какой бы она ни была, вместо карманов "оборотней с полосатой палкой" эти деньги пойдут в госбюджет, в том числе и в бюджет ГИБДД.
Какие еще красоты можно продать
Кроме номеров, монетизировать можно "мигалки", об этом тоже начались разговоры в связи с идеей продавать "красивые" номера. Понятно, что спрос на них будет меньше, но зато стоимость гораздо больше.
Что еще поддается монетизации? В принципе, все, чего на всех не хватает и за чем выстраивается очередь. Очередь – классический признак плановой социалистической экономики. С переходом к рынку в 1991 году, большинство очередей, как по мановению волшебной палочки, рассосалось. Остались только связанные с сословными привилегиями (точнее отсутствием таковых).
Об этих привилегиях был хороший советский анекдот, который не потерял актуальности до сих пор и даже обретает в последнее время новое звучание. Внук спрашивает у дедушки-генерала, станет ли он, внук, маршалом, когда вырастет и пойдет в армию. "Нет, внучек, – вздыхает дед. – Генералом ты станешь, это я гарантирую, а маршалом вряд ли. У маршала свои внуки есть".
Понятно, что сын высокопоставленного чиновника не пойдет служить в армию, если только отец не отправит его туда в воспитательных целях или в качестве наказания. Не пойдет служить и сын состоятельного бизнесмена, отец откупится.
Так почему бы не возродить "рекрутские квитанции", тем более что такая практика была в нашей стране во время крепостного права? Разрешить родителям нанимать за деньги рекрута в армию вместо своего чада. Не надо будет продавать военное имущество через всевозможные "оборонсервисы" или, по крайней мере, распродавать его меньше. И идеи такие в новой российской истории звучали уже неоднократно, причем даже с думской трибуны.
Наконец, можно просто продавать очередь – в детские сады, на получение социального жилья, на прием к врачу, во всевозможные "единые окна" в присутственных местах. Добавить в терминалах, выдающих талончики очередности, еще одну функцию, платную: "без очереди по всем вопросам".
Наверное, некоторым это тоже покажется анекдотом, но с 17 января 2012 года на Украине вступил в силу закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности)". Это закон легализует расценки на свободу для совершивших нетяжкие экономические преступления. Они варьируются от 51 тысячи до 850 тысяч гривен (200 тыс – 3,4 млн рублей). Хочешь – заплати и гуляй, нет денег – сиди в тюрьме. Впрочем, бедные жулики тоже могут сократить себе срок по тарифу 136 гривен (500 рублей) за сутки заключения.
Макроэкономика коррупции
Подобные меры могут сильно облегчить жизнь состоятельным гражданам и снизить коррупцию. Конечно, они вызовут классовую ненависть со стороны малообеспеченных граждан и социальную напряженность в обществе. Но фундаментальные устои общества – сословные привилегии – они не подрывают.
Ну, будет ездить какой-нибудь Вася с номерами, похожими на премьерские, и что? От этого у Васи не появится возможностей даже простого столоначальника муниципального уровня. Тот же столоначальник не будет платить в кассу Минобороны за освобождение своего отпрыска от армии, он позвонит райвоенкому и попросит его урегулировать этот вопрос по-свойски. Военком урегулирует, потому что сам в следующий раз будет звонить столоначальнику по какому-нибудь делу.
Так почему же до сих пор не монетизированы те госуслуги, которые можно монетизировать? Да потому что это экономически невыгодно. Доход от монетизации тех же "красивых" номеров теоретически составляет треть триллиона рублей, а только прибавка доходов от экспорта нефтепродуктов в 2012 году практически составила 360 миллиардов рублей. Только прибавка, только нефтепродуктов. Сам же доход от экспорта тех же нефтепродуктов равен 3,2 трлн рублей, а доход от экспорта сырой нефти и природного газа составляет примерно 12 трлн рублей в год. И это не гипотетические, а реальные триллионы.
На их фоне теоретически возможные доходы от монетизации госуслуг составляют жалкие проценты, ради которых уж точно не стоит обострять и так непростые отношения между богатыми и бедными.
Изменится ли ситуация, если цены на нефть и газ упадут? Тоже вряд ли, но по другой причине. Сами подумайте, кто будет покупать "красивые" госуслуги по рыночным ценам на интеренет-аукционах, если то же самое вам тут же предложат гораздо дешевле, но за наличные в карман госслужащего.
Это тоже рынок, и ничего тут не попишешь. Так что, те, кто против монетизации госуслуг, могут расслабиться. По крайней мере в обозримом будущем их на открытые аукционы не выставят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции