Мария Токмашева
Первый день кинопоказов Каннского кинофестиваля почти полностью оказался посвящен теме подростков: в каждом фильме именно они становились главными героями, компанию которым неизменно составляли интернет, секс, наркотики и музыка.
Самым ярким примером стал, конечно, фильм Софии Копполы "Элитное общество" (The Bling Ring), открывший в четверг вторую по значимости каннскую программу "Особый взгляд". "Элитное общество" абсолютно не похоже на все предыдущие творения Копполы. Дерзкий и динамичный, рассказывающий о банде молодых грабителей калифорнийских домов знаменитостей, фильм по своему течению представляет собой полную противоположность последней работе режиссера "Где-то" (Somewhere). Здесь нет внутренних переживаний юных героинь, на виду лишь внешняя мишура жизни – сумки "Биркин, туфли "Лубутен", часы "Ролекс" и прочие составляющие "элитного общества". Картина при этом основана на реальных событиях, происходивших в Лос-Анджелесе в 2008-2009 годах.
Банда появляется почти случайно: тихий подросток Марк (Израэль Бруссар) знакомится с отвязной, помешанной на моде девочкой Ребеккой (Кэти Чанг) и проводит с ней вечера. Ребекка показывает Марку, что в Лос-Анджелесе полно не закрывающихся на ночь машин и домов, где всегда можно найти пару сотен долларов и модную сумочку. Пролистывая однажды светскую хронику, им приходит в голову найти на карте Google дом Пэрис Хилтон и попробовать пробраться туда. Это оказывается настолько просто, что ребятам даже не приходит в голову, что они совершают преступление. Парочка рассказывает об этом подружке Ребекки, и когда вся банда оказывается в сборе, "посещение" домов знаменитостей ставится на поток. Юные грабители спокойно фотографируются в доме той же Пэрис Хилтон, в ее меховых жилетах и "леопардовых" туфлях, а затем выкладывают фотки в фейсбук – на зависть своим одноклассникам.
В фильме Копполы большое значение получает именно "сверкающий" Голливуд, легкие деньги, легкие, хоть и сиюминутные радости жизни, легкая слава. Недаром и одна из самых ярких героинь, Никки в исполнении повзрослевшей Эммы Уотсон, имеет лишь одну мечту - "стать знаменитостью", которую, впрочем, культивирует и ее мать, организовавшая школу гармонии – что-то среднее между йогой и почитанием и благотворением самой себя. Уотсон здесь хоть и играет по сути роль второго плана, но ее линия оказывается самой прописанной и четкой. Актриса честно "строит" из себя простую гламурную девчонку: постоянно красит губы, говорит со странным акцентом, серьезно позирует даже на камеру мобильного телефона и в итоге, впрочем, добивается своего – становится знаменитостью. За бандой грабительниц охотятся папарацци, их фотографии появляются в таблоидах и глянцевых журналах. Правда, сами эти ребята находятся в тюрьме, но чего не сделаешь ради того, чтобы однажды "проснуться звездой", а это единственная мечта, которая может быть у подростков, выросших в окружении роскошных вилл на солнечном калифорнийском берегу.
У французских подростков мечты и эксперименты другого рода – об этом уже рассказывает фильм Франсуа Озона "Всего 17" (Jeune et jolie), участвующий в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Главная героиня 17-летняя Изабель мечтает о сексе. После того, как, наконец, подворачивается удобный случай потерять невинность с заезжим немецким мальчиком, Изабель решает поэкспериментировать и с другими. Создает себе сайт в интернете и под псевдонимом Леа ищет клиентов, получает деньги за свои секс-услуги, а в остальном живет обычной жизнью – учится в Сорбонне, присматривает за младшим братом и иногда выслушивает истории любовных переживаний своих подружек. Проституцией она занимается не ради денег или удовольствия, а просто ради эксперимента с собственным телом.
"Всего 17" нельзя назвать выдающимся фильмом Озона. Режиссер разделил его на 4 части – по временам года, каждое из которых заканчивается очередным событием из жизни Изабель и романтичной французской песней. Озон решил сделать фильм о юной героине после работы над своей предыдущей картиной - "В доме", где подросток Клод "мучил" своего учителя литературы занимательным рассказом о жизни соседской семьи. В отличие от "В доме", фильм "Всего 17" получился не таким остроумным, но не лишенным тем не менее фирменного французского обаяния, юмора и легкости "озоновских" картин.
Другой, показанный в рамках основного конкурса фильм "Эли" (Heli) мексиканского режиссера Амата Эскаланте, конечно, далек от картин Озона и Копполы. Эскаланте в Канне не новичок: его фильмы два раза участвовали в программе "Особый взгляд", один из них – "Кровь" (Sangre) - получил в 2005 году приз ФИПРЕССИ. "Эли" участвует уже в основном конкурсе Канна, но, как и прежние фильмы Эскаланте, вновь показывает современную Мексику с проблемами безработицы, коррупции и наркоторговли.
Несмотря на это, и у Эскаланте главной героиней становится девочка-подросток – 12-летняя Эстела, переживающая пору первой любви. Ее избранник – кадет полицейского отряда, который мечтает жениться на Эстеле и увезти ее в другой городок. Но мечту мексиканских подростков воплотить в жизнь не так легко, как мечту американцев или французов. Эстела со своим избранником и братом Эли оказываются в руках у наркомафии, убежать от которых живым и невредимым невозможно. В фильме Эскаланте много жестоких сцен пыток и убийств, которые, кстати, тоже снимаются некоторыми героями фильмов на мобильные телефоны и выкладываются в интернет. И кажется, что и сам режиссер делал их исключительно для того, чтобы удивить и эпатировать публику. Что ж, Эскаланте в этом конкурсе – самый молодой участник.