Главное театральное событие лета - XI Театральный фестиваль им. Чехова - стартует в воскресенье, 19 мая. Откроет его спектакль "Рауль" французского хореографа и танцовщина Джеймса Тьере. Он же является единственным исполнителем своей постановки, воплощая на сцене придуманного им персонажа, витающего в собственных видениях. Большая часть программы в этом году – танцевальные проекты. Среди них, спектакли Мэтью Боурна, Робера Лепажа и Жозефа Наджа, специальная программа Сильви Гиллем "За 6000 миль", где звезда британского балета танцует три одноактных моноспектакля Уильяма Форсайта, Иржи Килиана и Матса Эка. Все они частые гости фестиваля, но от этого не менее ожидаемые. Есть и новые имена, например, недавнее открытие Авиньонского фестиваля – спектакль "Животные и дети занимают улицы" лондонской труппы "1927", а также впервые в программе участвует португальский театр - Национальный театр Сау-Жоау покажет спектакль "Тени" режиссера Рикарду Пайша. Нововведением этого года станет и региональная программа: впервые в истории фестиваля некоторые постановки будут показаны в шести городах России и в Риге.
Проект Weekend РИА Новости выбрал десять спектаклей, ради которых стоит поискать "лишний билетик".
"Офис"
Режиссер-постановщик и композитор – Екатерина Аверкова, Республика Беларусь
Белорусскому режиссеру Екатерине Аверковой еще нет тридцати, но ее работа в минском театре им. Янки Купалы уже заставила критиков говорить о возрождении белорусского театра. В июне прошлого года спектакль стал лауреатом Первой премии Молодежного театрального Форума стран СНГ, Балтии и Грузии.
В основе постановки – пьеса немки Ингрид Лаузунд "Бесхребетность". Главные герои, офисные клерки, а точнее типажи, собирательные образы, маски - серые костюмы, повторяющиеся движения, действия. Свой человеческий вид персонажи, по задумке режиссера, обретают лишь после посещения кабинета шефа (кто-то, выйдя оттуда, теряет лицо, кто-то получает нож в спину – в прямом смысле этого слова), однако обретают его лишь на время. Спектакль идет на белорусском языке с субтитрами, но выстроенный как цепь пластических этюдов, обыгрывающих знакомые стереотипы, он вряд ли нуждается в переводе.
Москва, Театр им. А.С.Пушкина
24 июня
Рига, Рижский Русский театр
6,7 июля
"Синдром Орфея"
Режиссер – Владимир Панков, Швейцария-Россия
Российская студия SounDrama и швейцарский театр Види-Лозанн для фестиваля подготовили премьеру. Спектакль "Синдром Орфея" поставил Владимир Панков, взяв за основу пьесу Жана Кокто "Орфей", одноименную оперу Глюка и поэмы Маяковского "Флейта-позвоночник" и "Облако в штанах". Связь между всеми этими произведениями скорее относительна. Так, от пьесы Кокто остался сюжет и текст, от стихов Маяковского – отдельные строфы и он сам, как "русский Орфей". Актеры из Москвы и танцовщики из Лозанны создают на сцене своеобразное соединение звука, слова, движения и танца.
Москва, Театр им. А.С. Пушкина
С 27 по 31 мая
Самара, Театр Оперы и Балета
4 июня
Екатеринбург, Театр драмы
7, 8 июня
"Небесная гармония"
Режиссер – Давид Мартон, Австрия-Германия
Давид Мартон – имя на Чеховском фестивале новое, но известное европейским зрителям. Мартон родился в Венгрии и начинал свою музыкальную карьеру как пианист, учился в Будапештской академии музыки Берлинском университете искусств, позже начал работать в музыкальном театре, в том числе с такими именитыми режиссерами как Франк Касторф и Кристоф Марталер, а с начала 2000-х занимается собственными проектами.
Спектакль основан на одноименном романе венгерского писателя Петера Эстерхази, а в центре сюжета - история семьи самого автора. Судьба этого известного венгерского аристократического рода кардинально поменялась с приходом коммунистов в начале 1950-х годов. Давид Мартон находит для этого масштабного произведения идеальную форму, дополняет которую музыка. В постановках Мартона музыка - это еще и отдельная форма передачи сценического замысла, в "Небесной гармонии" произведения Бартока, Шуберта, Гайдна, Моцарта и Морриконе виртуозно исполняют сами актеры. Именно это, порой неожиданным образом обыгранное, исполнение и создает удивительную атмосферу спектакля.
Москва, Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой
31 мая и 1, 2 июня
"Шепот стен"
Режиссер – Виктория Тьере-Чаплин, Франция
Компания "Маленькие часы" знакома завсегдатаям Чеховского фестиваля, в 2009 году они показывали здесь свой спектакль "Оратория Аурелии", и тем, кто видел его, не нужно объяснять, какого рода действо будет происходить на сцене в этот раз. Жанр постановок можно определить как "новый цирк" - синтез драматического, кукольного и физического театра с цирком и пантомимой, и это, действительно, лучше один раз увидеть. Виктория Тьере-Чаплин (кстати, одна из пяти дочерей великого комика) в постановке выступает не только как автор и режиссер, но и как декоратор и художник. Главную роль в спектакле исполняет ее дочь, не менее известная во Франции актриса – Аурелия Тьере.
Эта сюрреалистическая история начинается с того, что героиню выселяют из дома. Ей приходится собирать вещи, паковать коробки, одна из которых становится дверью в фантазийный мир, населенный странными существами и вещами.
Москва, Театр им. А.С. Пушкина
3, 4, 5 июня
Воронеж, Воронежский концертный зал
8, 9 июня
Самара, Театр оперы и Балета
13, 14 июня
Екатеринбург, Театр драмы
17, 18 июня
Ханты-Мансийск, КТЦ "Югра-Классаик"
22, 23 июня
Санкт-Петербург, ДК "Выборгский"
28, 29 июня
"Песня задумчивого созерцания"
Хореография – Лин Ли-Чен, Тайвань
Два тайваньских коллектива на фестивале представят свой взгляд на современную хореографию, так сказать, с "национальным" колоритом. Один из них Legend Lin Dance Theatre - танцевальная компания, основанная в середине 1990-х китайским хореографом Лин Ли-Чен. Тогда же ее первые постановки покорили зрителей фестиваля в Авиньоне, а затем с успехом были показаны на сценах европейских театров. Зрители Чеховского фестиваля смогут увидеть последнюю на сегодняшний день постановку, над которой Лин Ли-Чен работала почти девять лет. Как говорила хореограф в одном из интервью, "спектакль, как дерево, чтобы вырастить его нужно время, музыка должна как бы вырасти из тел". Постановки театра вдохновлены национальным фольклором, легендами, ритуалами и обрядами. Оригинальная хореография Лин Ли-Чен сочетается с необычной (и, конечно, удивительно красивой) визуальной эстетикой, это и сценография, и костюмы - многим из тех, что используются в представленной на фестивале постановке, по 30, 50 и даже 80 лет.
"Песня задумчивого созерцания" - это заключительная часть трилогии "о Небе, Земле и Человеке". Первые два спектакля "Зеркала Жизни" (1995) и "Гимн увядающим цветам" (2000) рассказывали об отношениях человека с природой, духами предков и богами. Последний же, по словам самой Лин Ли-Чен, об отношениях между людьми.
Москва Театр им. Моссовета
С 5 по 8 июня
"Спящая красавица"
Режиссер и хореограф – Мэтью Боурн, Великобритания
Любимец столичной публики Мэтью Боурн представит свою версию классического балета Чайковского "Спящая красавица". Начав в 1992 году со "Щелкунчика", в 1995-м Боурн поставил "Лебединое озеро", ставшее его триумфом, к юбилею своей компании (Matthew Bourne's New Adventures в этом году отмечает 25-летие) он вновь обратился к Чайковскому и представил свою версию классического балета.
Действие истории перенесено в викторианскую эпоху: впервые балет Чайковского был представлен публике в 1890-м году, и эту дату Боурн использует как отправную точку его истории. И если музыка остается той же, то сама сказка принимает совсем другой оборот. В интерпретации хореографа это уже готическая история с немного другими героями. Принцессу Аврору воспитывают феи (некоторые из них носят довольно странные имена, например, Дикость и Истерика - Feral and Tantrum) под руководством короля фей графа Лилака (Lilac – Сирень). Старая колдунья уже мертва и проклятье приводит в исполнение ее сын: Аврора засыпает на сто лет. Разбудит ее не случайно забредший в замок принц, а возлюбленный – королевский егерь Лео, которому король фей подарил бессмертие, самым распространенным в современной поп-культуре образом – укусом в шею.
Москва, Театр им. Моссовета
12, 13, 14 июня; 15 и 16 июня – два спектакля в день
"Процесс"
Режиссер и сценограф – Андреас Кригенбург, Германия
Андреас Кригенбург начинал как сценограф, а режиссерское кресло (сначала как ассистент) занял в конце 1980-х. Его спектакль "Процесс", поставленный для мюнхенского театра Münchner Kammerspiele, был назван немецкими критиками лучшей постановкой сезона, а зрители подтвердили и подтверждают это регулярными аншлагами. "Процесс" не часто увидишь на сцене, произведения Кафки сложны для постановки. Кригенбургу удалось передать настроение и дух произведения в первую очередь благодаря сценографии, которая задает тон спектаклю. На первом плане огромный эллипс, сужающийся в глубине сцены, где находится еще одна "сцена", наклонный деревянный диск, к которому прибиты стулья, столы, кровать. Визуально спектакль напоминает немое кино: восемь актеров (и актрис) в одинаковых черных костюмах, с белыми лицами и зачесанными назад черными волосами и тонкими усиками. Эти многочисленные Йозефы К. удивительно похожи друг на друга (и немного на самого Франца Кафку). По ходу пьесы актеры постоянно меняются ролями, они одновременно и жертвы, и преступники, бегущие в этом огромном эллипсе, как белки в колесе.
Москва, Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой
14, 15, 16 июня
"Носорог"
Режиссер – Эмманюэль Демарси-Мота, Франция
Спектакль по пьесе Эжена Ионеско, рассказывающей о странной эпидемии, превратившей почти всех жителей маленького французского городка в носорогов, был поставлен Демарси-Мота в 2004-м, а в 2006-м перенесен на сцену Театр де ля Виль. С тех пор постановка успешно идет как на родине, так и гастролирует по миру. Пьеса Ионеско - аллегория трусости, лицемерия и конформизма - на сцене превращается в трагикомический фарс. Как говорил Демарси-Мота в одном из интервью, в работе над этой пьесой ему было интересно проследить, "как человек меняется на пути к тому, чтобы стать животным".
Москва, Театр им. А.С.Пушкина
15, 16 июня
Sho-bo-gen-zo
Хореография и сценография - Жозеф Надж, Франция
Французский хореограф Жозеф Надж – еще один частый гость Чеховского фестиваля. В этом году он представит спектакль Sho-bo-gen-zo. По словам автора, эта работа - самое странное из того, что он когда-либо ставил. Главную роль в спектакле играет музыка. "Пьеса строится на двух виртуозных джазовых исполнителях, которые в течение всего представления совершают музыкальное путешествие, а мы стараемся реализовать и воплотить эту музыку. Танец основан на импровизации", - рассказывал хореограф ранее РИА Новости.
Москва, Театр им. А.С.Пушкина
С 18 по 21 июня
"Карты I: Пики"
Режиссер - Робер Лепаж, Канада
Канадца Робера Лепажа по праву можно назвать "хэдлайнером" Чеховского фестиваля, в прошлый раз билеты на его спектакль "Эоннагата" трудно было достать даже у перекупщиков. В этом году Лепаж и его театр ExMachina покажут "Карты. I. Пики" - первую часть нового цикла. В "Картах" труппа Лепажа покидает традиционную театральную сцену и выходит на цирковую арену, но масштаб и изобретательность театральных аттракционов остаются прежними. "Пики" - это серия историй, происходящих в Лас-Вегасе и Багдаде в 2003-м, перед вторжением США в Ирак.
Москва, Цирк Никулина на Цветном бульваре
С 25 по 30 июня
Подготовила Наталья Попова