МОСКВА, 15 мая — РИА Новости. Политологи связывают рост популярности Владимира Путина спустя год после его победы на президентских выборах с уходом политической повестки дня на второй план: в условиях рационального выбора горожане судят не по лозунгам, а по делам.
Фонд "Общественное мнение" обнародовал в среду результаты опроса, который провел 3-22 апреля. По данным фонда, из определившихся с выбором москвичей 62% проголосовали бы за Путина, за лидера партии "Гражданская платформа" Михаила Прохорова — 14%, за лидера КПРФ Геннадия Зюганова — 7%, за лидера ЛДПР Владимира Жириновского — 7%, за лидера "Справедливой России" Сергея Миронова — 2%. 7% проголосовали бы за другого политика, 2% испортили бы бюллетень. В опросе участвовали 3,6 тысячи респондентов, по 300 человек в каждом административном округе. Статистическая погрешность не превышает 2,3%.
"Это говорит прежде всего о том, что граждане на самом деле в большей степени интересуются именно социальными проблемами, то есть которые связаны с конкретной жизнью граждан. Политическая составляющая их интересует в меньшей степени. Соответственно, политики, деятельность которых направлена на постоянное решение каких-то проблем и задач, в том числе связанных с социальной составляющей, они в этом плане более интересны", — сказал РИА Новости ведущий специалист Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
"Если посмотреть по электоральным рейтингам того же самого Прохорова, то он на профессии вырос, а потом резко ушел. Это свидетельствует о том, что москвичи, в том числе средний класс, прежде всего заинтересованы в конкретных совершениях и шагах. Информационная составляющая политического имиджа их уже в меньшей степени интересует", — считает он.
Рациональный выбор
По мнению Абзалова, принимая решение рационально, человек выбирает того политика, который может обеспечить его благосостояние и сохранение этого благосостояния, в котором он уверен и у которого медийная составляющая меньше или как минимум не перевешивает его реальные практические шаги. Поэтому, полагает он, политическая повестка, которая была актуальна в прошлом году, сейчас уже неактуальна, москвичам намного интереснее другие вопросы — начиная от проблемы налогообложения малого бизнеса, в решении которой поучаствовал президент, и заканчивая вопросами платы в учреждениях здравоохранения и образования.
Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов согласен с этим.
"Та тенденция резкой политизации населения Москвы, которая была в 2011 году, она снизилась и существует скорее неготовность собственного вовлечения в политику и не возникает каких-то альтернативных полюсов притяжения политических симпатий, в том числе у критически настроенной части горожан. Как следствие — итоги опроса ФОМ фиксируют определенную инерционность в настроениях москвичей и дистанцированность от политической активности как на провластной, так и на оппозиционной стороне", — сказал он РИА Новости.
"Эти данные — свидетельство того, что не возникает таких сильных полюсов притяжения политических симпатий, в том числе, у тех, кто верит в Путина, и у тех, кто в Путине разочаровался", — считает политолог.
Абзалов также обратил внимание на небольшие цифры протестной базы — 2%.
"Люди уже не готовы выходить против конкретного политика, они готовы выходить против проблемы. Вопрос в том, насколько новые лидеры, в том числе Прохоров, готовы увидеть этот новый тренд. Увидеть, что реально надо решать проблемы, а не воевать против других политиков. Поэтому в этом вопросе очень важный аспект появляется", — отметил эксперт.
Запрос на новые лица
Говоря о 7% москвичей, которые проголосовали бы за другого политика, Виноградов отметил, что это отражает общий запрос на новые лица, которые в политике есть. "Но это запрос, на который еще нет до конца предложения", — добавил он.
По словам Абзалова, нужно обращать внимание на то, как был сформулирован вопрос ФОМ. "Я думаю, что речь идет о конкретных политиках, которые были названы. Я думаю, там вряд ли спрашивали именно про намерение голосовать против других. Соответственно, скорее всего, 7% — это те, кто называл других политиков. Но в любом случае даже для протестной составляющей — это очень маленький показатель", — отметил эксперт.
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин придерживается такой же точки зрения. "Совершенно очевидно, что эти 7%, они не удовлетворены тем предложением на рынке кандидатов, о котором им сообщили социологи и, возможно, часть из них имела в виду каких-то других политических лидеров", — сказал он РИА Новости.
При этом он подчеркнул, что если разделить 7% на потенциальных кандидатов, в число которых могут входить лидеры несистемной оппозиции, то получится, что уровень их поддержки будет "просто микроскопический, в пределах статистической погрешности".