МОСКВА, 15 мая — Прайм, Петр Мокшин. Правительство в среду должно отчитаться перед президентом Владимиром Путиным о выполнении его поручения по подготовке комплекса мер стимулирования экономического роста. Эксперты ждут, что главе государства будет предложено возложить на ЦБ ответственность за макроэкономическую ситуацию, ограничить повышение тарифов естественных монополий, предпринять шаги по регулированию банковских процентных ставок и ослабить интервенции Минфина на денежном рынке.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
По данным на 1 апреля (более свежих пока нет), рост ВВП в годовом выражении в марте составил 2,3%, а в первом квартале — 1,1%. Минэкономразвития в апреле ухудшило прогноз по росту российской экономики на 2013 год до 2,4% с 3,6%, промпроизводства — до 2% с 3,6%, инвестиций в основной капитал — до 4,6% с 6,5%. Глава министерства Андрей Белоусов заявил о рисках вступления в рецессию осенью, если государство не предпримет специальных мер по стимулированию экономики.
О необходимости системных мер по стимулированию роста экономики в правительстве заговорили в конце 2012 года. Тогда прошли первые совещания в кабмине, а в начале января его глава Дмитрий Медведев поставил перед министрами цель достичь 5%-го роста ВВП в ближайшей перспективе. Началась дискуссия между Минэкономразвития и Минфином, при этом большинство экспертов почти в унисон заявляли, что без структурных мер российскую экономику с места не сдвинуть.
Тогда замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач отмечал, что круг мер по влиянию на экономический рост ограничен — это, помимо смягчения денежной политики, только размещение госзаказа и оборонзаказа. Он также уточнял, что большинство мер правительства носят средне- и долгосрочный характер, поэтому будут больше влиять не на то, что происходит в этом году, а на будущие годы.
Кто за рост в ответе
Эксперты, опрошенные агентством "Прайм", опасаются, что ЦБ может быть поручено отвечать за экономический рост.
"Сейчас, в общем-то, известно, что хотят предложить. Хотят напрячь Центробанк, сделать его чуть ли не ответственным за макроэкономическую ситуацию", — заявил директор департамента стратегического планирования компании ФБК Игорь Николаев.
По его словам, почти наверняка можно говорить о принятии решения по снижению банковских ставок по кредитам. Вопрос лишь в том, какой механизм для этого будет выбран. "Главное, и это, чувствуется, понравилось президенту и в каком-то виде будет реализовано, — это либо снижение ставки рефинансирования, чтобы через нее влиять на высокие ставки банков по кредитам, либо будут в рекомендательной форме банкам настойчиво советовать не поднимать эту ставку", — отметил Николаев. Однако, по словам эксперта, снижение кредитных ставок вряд ли принесет необходимый эффект.
В последнее время развернулась бурная дискуссия, не следует ли российскому Центробанку начать стимулировать экономический рост, как это делают его западные коллеги — ФРС США и ЕЦБ. Однако будущая глава Банка России Эльвира Набиуллина выражала сомнение, что снижение процентных ставок по кредитам может стимулировать рост экономики страны.
"Самое главное — это даже не что надо сделать, а что делать не надо. Не надо делать Центральный банк ответственным за экономический рост", — предостерегает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Но он также считает возможным, что по итогам доклада президенту круг задач, стоящих перед Центральным банком, пополнится ответственностью за экономический рост.
"Сегодня происходит так много странного и необычного, что ничему нельзя удивляться. В конституции, например, записано, что в России рыночная экономика, поэтому не дело правительства рассказывать субъектам экономической деятельности, какие им назначать цены и процентные ставки. Но в России все возможно", — сказал Гуриев.
По его словам, правительство может предложить наделить ФАС правами по регулированию банковских ставок по кредитам. "Конечно, в российской банковской системе не хватает конкуренции, и вполне возможно, что антимонопольные органы начнут регулировать ставки, исходя из антимонопольных соображений. Это, наверное, возможно, хотя с другой стороны пока мы ничего такого не видели", — отметил Гуриев.
Нет бюджетным вливаниям
Меры бюджетного стимулирования экономического роста правительство предлагать не станет, полагают эксперты. "Реально бюджетное стимулирование не будет применяться и, в общем, это абсолютно правильно, на мой взгляд, потому что нам сейчас важнее иметь сбалансированный бюджет, даже профицитный бюджет", — отметил старший экономист "Сбербанк КИБ" Антон Струченевский. По его мнению, правительство предложит комбинацию макроэкономических действий.
"В конце апреля Минфин заявил о своих планах по бюджетной политике и политике заимствований. Они сказали, что цена отсечения для Резервного фонда составит в этом году 103 доллара за баррель. Это очень полезно для экономики и означает, что Минфин не будет масштабно заимствовать, что они будут, возможно, в пределах прошлогодних. Это по сути тоже мера, направленная на то, чтобы процентные ставки на рынке снижались. Поэтому здесь комбинация денежно-кредитных мер, а именно: регулирование процентной ставки плюс ослабление интервенций на денежном рынке со стороны Минфина", — отметил Струченевский.
Эксперты не исключают, что в ходе совещания у Путина вновь будет поднят вопрос о реализации президентских указов от 7 мая 2012 года. "Самое главное — это приватизация и улучшение инвестиционного климата. Указы Путина написаны, и если эти указы выполнить, то экономический рост будет ускоряться. Есть целый ряд действий, по которым видно, что указы не выполняются: приватизация буксует и откладывается на неопределенный срок, Россия не сильно растет в рейтинге Doing Business", — сказал Гуриев.
Тарифам пропишут стабильность
Одним из вероятных предложений правительства, по словам экспертов, станет принятие мер по ограничению роста тарифов естественных монополий. Однако они указывают, что такого рода меры встретят жесткое сопротивление со стороны крупнейших компаний страны.
"Инвестпрограммы естественных монополий, например Газпрома и РЖД, уже в этом году существенным образом сокращаются. Сокращаются на сотни миллиардов рублей. В значительной степени благодаря этому мы видим такое замедление динамики инвестиций в основной капитал. Можно представить, что будет, если их жестко ограничить по тарифам", — говорит Николаев из ФБК.
По его словам, из-за замораживания тарифов естественные монополии могут потребовать введения бюджетных компенсационных механизмов. Однако это сделать будет почти невозможно, поскольку приоритетными для бюджета останутся социальные и военные расходы.
Кроме того, сомнения у экспертов вызывают меры по реализации ряда инфраструктурных проектов. "Когда говорят, что мы деньги из Фонда национального благосостояния через инфраструктурные облигации пустим на расширение Транссиба, то у меня вопрос: у нас же сейчас грузоперевозки падают. Мощности Транссиба и сейчас хватает. Мы хотим еще расширить возможности, которые не будут использованы?" — заявил Николаев.