Рейтинг@Mail.ru
Сиамскими близнецами не всегда рождаются - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Сиамскими близнецами не всегда рождаются

Читать ria.ru в
Дзен
Юрий Богомолов размышляет о том, принесет ли пользу сращивание государства с творческими союзами.

Днем по обыкновению я сижу спиной к телевизору "Самсунг" на курьих ножках, а лицом к монитору компьютера. Так было и на сей раз, когда в Сети я обнаружил заинтересовавшую меня информацию. Тут в комнату заглянула жена и охнула: "Боже, что тебе показывают!". Я оглянулся: мне показывали девушку о двух головах за рулем машины. Головы смеялись, им было весело, они были счастливы…

То был сюжет Би-би-си на "Дожде", посвященный документальному фильму о парочке сиамских близняшек 23-летним Эбби и Бриттани, довольных жизнью.

Я отвернулся. Компьютер предложил мне информационный магнит посильнее.

Дело в том, что в Сети мелькнуло сообщение о пленуме Союза кинематографистов РФ, который вынес решение о созыве в середине лета внеочередного съезда Союза.

Вот номер, подумал я. Только, если правильно помню, пару месяцев назад состоялся очередной съезд. Все у них там было мило, тихо, конструктивно… И вдруг… Первая мысль: неужто Никита Сергеевич Михалков запросился в отставку, и братьям-кинематографистам предстоит избрание нового председателя? Ну, вряд ли. Тогда что?

Все-таки, думалось, без какого-то чрезвычайного повода трубить сбор всех членов СК в середине лета – дело неблагодарное, да и не благородное: у кого отпуска, у кого напротив, напряженная работа – в экспедициях и все такое…

Значит, надо. И, возможно, сильно.

Ни к селу, ни к городу подумал об Эбби и Бриттани. Им так хорошо в одном теле, а если захотели бы они разбежаться?..

***

IХ Съезд Союза кинематографистов России
Союз кинематографистов России
Оказалось, на повестке летней сессии кинематографистов один вопрос: "О реорганизации СК из Общероссийской общественной организации в государственно-общественную".

Да, конечно, о чем-то таком зашла речь и на минувшем IХ съезде. Министр культуры, под занавес его, поздравляя старого нового председателя с переизбранием, пробросил тогда идею, похожую на наживку: "Это идея, над которой стоит подумать членам Союза, подумать, какие есть в этом плюсы. Это новая прогрессивная форма, у которой есть некоторый набор серьезных преимуществ".

…Тут я отвлекся. За спиной Эбби и Бриттани запели, наслаждаясь быстрой ездой и делясь преимуществами управления машиной вдвоем. Эбби контролирует газ и тормоз, Бриттани отвечает за сигналы поворотов, а рулят они вместе, и они в восторге.

…И вернулся к свои баранам.

Что же это за преимущества слияния общественной организации с государственной, спросил я себя. И мне тогда ответил Михалков, для которого идея министра, похоже, не стала громом среди ясного неба. Похоже было, что она им уже глубоко осмыслена и даже выстрадана, поскольку он тут же заговорил о плюсах "новой прогрессивной формы".

Один плюс – государство возьмет на себя содержание аппарата СК. Другой – озаботится нахождением средств на социальные программы. Третий – у Союза освободятся "средства на более творческие надежды и планы — фестивали, гранты, премии, помощь регионам".

Все эти маленькие плюсы выльются в финансовый поток, который будет орошать планы и надежды руководства новой государственно-общественной организации.

Что касается возможных минусов, о которых все сразу подумали, то они, в сущности, тоже плюсы. Министерство обязуется, заверил господин Мединский, не вмешиваться в творческие планы господ кинематографистов.

Свежо предание… Или уже не работает проверенная мировой практикой схема: кто ужинает девушку, тот ее и танцует?.. Или бесплатный сыр бывает не только в мышеловках?

Наше подозрение, что дружное "Ж-ж-ж" министра и председателя неспроста. Что оно детально проработано и согласовано обеими сторонами.

***

Если наживка сугубо материальна, то крючок идеологичен. "Прогрессивная форма" может еще жестче привязать "свободных художников" к государству, чем это сделано посредством господдержки отдельных проектов или группы кинокомпаний.

Статус государственно-общественной организации будет сам по себе обязывать. И будет обязывать своих членов как к громогласному согласию с той или иной позицией государства, так и к умолчанию по поводу своего несогласия с ней. Поводком станут дополнительные материальные преференции; ошейником будет статус госслужащего.

Владимир Мединский
Мединский предложил Союзу кинематографистов государственную помощь
Как можно заметить по выступлению министра, предполагается эту инициативу распространить и на другие творческие союзы. В его выступлении есть примечательная проговорка на сей счет: "Подобная форма взаимодействия государства и творческих союзов мне лично кажется достаточно интересной".

То есть речь идет не только об СК. Министр высказался, как я понял, в принципе за огосударствление всех творческих Союзов.

Впрочем, кинематографисты под водительством Никиты Сергеевича давно уже и сами двигаются в этом направлении, что отчасти и послужило причиной раскола СК на две неравные половинки. Понятно, что государство обычно делает шаг навстречу обнищавшим и полинявшим золотым рыбкам, в просторечии именуемым мастерами культуры, когда нуждается в историко-мифологическом обосновании своего авторитета.

Например, в 20-30-х годах прошлого столетия это делало большевистское государство. Тогда по инициативе партии и правительства был создан Союз писателей. Вслед за коллективизацией человеческих душ потребовалась коллективизация инженеров человеческих душ.

После войны советская власть позволила организоваться и другим творческим цехам — композиторам, архитекторам, художникам и кинодеятелям в том числе. Власть сообразила, что управлять мастерами культуры сугубо административными методами невозможно. Нужны более пластичные формы руководства. Союзы со своими секретариатами стали своего рода дублерами министерских подразделений и отделов ЦК, их братьями-близнецами.

"Братья", по ходу ослабления идеологических скреп, стали позволять себе вольнодумство и оппозиционность. Более других в этом отношении преуспели тогда кинематографисты. Они первыми вышли из подчинения своим идеологическим наставникам.

…Они первыми запросились обратно.

***

Сегодня мы наблюдаем довольно парадоксальную ситуацию. С одной стороны не умолкают разговоры о необходимости создания гражданского общества – сильного, равноправного партнера государства. С другой стороны – вот такая инициатива министерства культуры, с благодарностью подхваченная Союзом кинематографистов.

У меня нет сомнения, что внеочередной съезд проштампует эту задумку. И станет СК РФ сиамским близнецом-братом Минкультуры. Впору подумать о последствиях.

Я опять оглянулся на телевизор. Там соседи и близкие Эбби и Бриттани рассказывали, как сестры-близняшки дружно живут, празднуют общий день рождения, с энтузиазмом задувают свечи на праздничном торте. У них много общего – кровеносные артерии, скелет, желудок, нервная система, вероятно, душа, возможно, мысли…

А что, подумал я, сращение общественной организации с государственной структурой – не такая уж плохая идея… У них будет общая финансовая артерия, общие интересы, общие взгляды, общие чувства, общая национальная идея…

А если пойти еще дальше и попытаться стать сиамскими близнецами в более широком масштабе… Чтобы Государство и Общество срослись бы, как Эбби и Бриттани.

Хотя что это я все рассуждаю в гипотетическом аспекте. В нашей истории уже были примеры политических сиамских близнецов. Самый известный – Народ и Партия. И так ли уж давно мы говорили "Сталин", подразумевая "Ленин"…

Одна проблема: ни физиологические, ни политические сиамские близнецы долго не живут.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала