Рейтинг@Mail.ru
Рассказы об истории Парижа на языке архитектуры - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рассказы об истории Парижа на языке архитектуры

Читать ria.ru в
В границах французской столицы мирно соседствуют звенья длинной исторической цепочки, не нарушая гармонии. А сам Париж… Разве можно уместить его в жесткие рамки единого образа? Естественно, нет! Но все же попробуйте взглянуть на город с запада на восток, сквозь раму Большой арки Дефанса, и вы увидите - Париж не имеет возраста!

В границах французской столицы мирно соседствуют звенья длинной исторической цепочки, не нарушая гармонии. А сам Париж… Разве можно уместить его в жесткие рамки единого образа? Естественно, нет! Но все же попробуйте взглянуть на город с запада на восток, сквозь раму Большой арки Дефанса, и вы увидите - Париж не имеет возраста!

На примере французской столицы можно наглядно проследить, как в недрах одного из самых старых городов Европы рождается новая архитектура, говорящая на своем собственном пластическом языке. Это вовсе не означает, что попраны и забыты прежние эстетические ценности.

Дефанс - парижский Манхеттен

Три арки, возведенные вдоль "великой исторической оси" Парижа, символизируют различные исторические эпохи французской истории. Самая старая и самая маленькая из них - арка на площади Каррузель - была свидетельницей расцвета абсолютной монархии. Вторая - Триумфальная арка - на площади Звезды была выполнена по заказу Наполеона Бонапарта в честь великих побед французской армии. Последняя - Большая арка - появилась только в конце XX века, став последним логическим архитектурным акцентом на многокилометровом историческом луче города.

Идея продолжить "триумфальный путь" вплоть до леса Сен-Жермен-ан-Ле, возникшая еще до Второй мировой войны, получила развитие лишь в 1958 году, когда муниципалитет выделил 750 гектаров земли на западе столицы под строительство первого в Европе делового района. Власти города планировали создать единый деловой конгломерат, новый жилой квартал, а заодно решить транспортную проблему на западных подъездах к Парижу.

Дефанс называют парижским Манхеттеном. Само слово в переводе на русский язык означает "защита", "оборона". Именно здесь во время Франко-прусской войны 1870-1871 годов состоялось решающее сражение на подступах к Парижу. В память героической обороны столицы скульптором Луисом-Эрнестом Барриасом была создана монументальная композиция "Оборона", давшая название целому району.

На сегодняшний день Дефанс является одним из самых важных экономических центров Европы. Здесь построено 45 башен, в которых разместились свыше 650 крупных фирм, банков, страховых компаний и прочих учреждений. Всего на территории района собственными помещениями владеют более 1,5 тысячи различных организаций, где работают около 150 тысяч служащих.

Характерный гиперболический шатер центра - символ тогдашней архитектуры - до сих пор остается символом Дефанса и гордостью французов. Треугольный свод высотой 46 метров и пролетом 218 метров настолько огромен, что им без труда можно перекрыть, например, парижскую же площадь Согласия или Дворцовую площадь Санкт-Петербурга.

Архитектурной кульминацией Дефанса является та самая Большая арка, построенная в 1989 году по проекту датского архитектора Отто фон Спрекельсена в качестве заключительного акцента на "великой исторической оси" Парижа. Концепция датчанина позволяла в случае необходимости продолжить главный проспект столицы хоть до бесконечности.

С точки зрения строительной механики это вовсе не арка, а нормальная стоечно-балочная конструкция, но сооружению присвоили такое название, следуя традиции триумфальных арок. На самом деле взорам ошеломленных зрителей предстал огромный полый внутри куб, одетый в мрамор и дымчатое стекло. Размеры его настолько внушительны (высота - 110,9 метра, сторона с востока на запад - 112 метров, а с севера на юг - 106,9 метра), что между опорами свободно можно было бы продолжить Елисейские поля, а под крышу загнать Нотр-Дам. Интересно, что каждая их восьми главных опор фундамента выдерживает вес трех Эйфелевых башен.

В свободном внутреннем пространстве куба парит рукотворное облако-тент нюаж, чтобы посетители не испытывали давящий ужас в окружении неестественно высоких стен. Кроме того, в плохую погоду под сенью облака можно укрыться от дождя.

В крыше свободно помещаются четыре внутренних дворика, конференц-залы и смотровая площадка, с которой открывается изумительный вид на город и его окрестности. На внутреннюю часть перекрытия нанесена карта звездного неба в той ее части, где нулевой градус совпадает с Овном - знаком зодиака автора проекта.

Центр Жоржа Помпиду - символ современного искусства

При первом знакомстве с Центром Помпиду неподготовленные зрители теряются, обнаружив в двух шагах от здания ратуши нечто среднее между многоэтажным гаражом и химическим комбинатом. Так и хочется воскликнуть, глядя на этот авангард: "Провокация!". Но первое впечатление пройдет, а вот придет ли новое понимание увиденного? Бобур с этой задачей справился, завоевав любовь парижан.

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Centre National d'Art et de Culture Georges Pompidou), построенный в парижском квартале Бобур (Beaubourg), часто называют просто Бобуром. С 30-х и до 1971 года, когда началось его возведение, здесь был гигантский пустырь заброшенной стройки. Теперь этот комплекс авангардного искусства входит в десятку самых посещаемых мест французской столицы наряду с Диснейлендом, Эйфелевой башней и базиликой Сакре-Кёр.

Инициатором, вдохновителем и крестным отцом новомодной постройки стал президент Жорж Помпиду. Когда в 1977 году Центр открылся, сюда ежедневно приходило до 45 тысяч посетителей. Вскоре он стал главным аттракционом Парижа, обогнав по посещаемости даже Эйфелеву башню. Общая площадь постройки составляет более 100 тысяч квадратных метров.

Изначально комплекс был задуман как многофункциональный, максимально приспособленный для быстрой перепланировки. На пяти этажах гигантского сооружения разместились Национальный музей современного искусства, Центр индустриального творчества, Публичная справочная библиотека, Отдел культурного развития, Институт координации исследований в области музыки звука, а также многочисленные выставочные залы, художественные студии, скульптурные ателье, кинотеатр и многое другое.

Несметное число разноцветных коммуникационных труб, тянущихся снизу вверх по фасадам, окутанным сетью строительных конструкций, прозрачные галереи эскалаторов и переходов, дополняющие и без того сложное убранство внешних поверхностей - все это напоминает скорее огромную фабрику, чем музей. Главная концепция авторов этого проекта в стиле хай-тек Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса заключалась в том, чтобы вынести всевозможные конструкции, технические и транспортные коммуникации за пределы здания, дабы максимально освободить внутреннее пространство под музейные залы, библиотеки и ателье.

Окружающая здание площадь, которая превращена в выставочную площадку музея и место выступления уличных актеров, музыкантов и художников, носит имя русского композитора Игоря Стравинского. Большую часть ее пространства занимает фонтан "Весна священная". В его зеркальной глади отражаются крутящиеся и плюющиеся водой, смешные разноцветные фигурки. Эта водная феерия неизменно пользуется успехом не только у детей, но и у взрослых.

Ла-Виллет - от Города крови к Городу науки

Парк Ла-Виллет (Parc de la Villette) и Городок науки и промышленности (Cite' des Sciences et de l'Industrie) расположены севернее старинного парка Бют-Шомон, на северо-восточной окраине Парижа. До начала XIX века Ла-Виллет представлял собой унылую, Богом забытую деревушку на подступах к столице, официально включенную в черту города только во времена Второй империи.

Хозяева Франции не обращали особого внимания на это небольшое поселение, пока им не заинтересовался деятельный барон Осман. Занимаясь благоустройством Парижа, он задумал объединить разбросанные по всему городу скотобойни и вывести эти дурно пахнущие предприятия подальше от центра города. Холодильников тогда еще не было, так что удалить мясокомбинат на достаточно большое расстояние не представлялось возможным. Так в 1867 году Ла-Виллет  превратился в гигантскую скотобойню, сооруженную по последнему слову тогдашних науки и техники.

Спустя почти сто лет парижские власти начали осуществлять коренную перестройку фабрик, но к 1974 году все работы были приостановлены: новые технологии позволяли легко и быстро доставлять замороженное мясо из любой точки земного шара, и в старом мясокомбинате отпала необходимость.

Около десяти лет простояли заброшенными бетонные сооружения на окраине Парижа, до тех пор пока в 1982 году не был объявлен конкурс на создание нового парка отдыха, в котором приняли участие 460 претендентов из 42 стран мира.

Архитекторы сделали все возможное, чтобы оживить полуразрушенные сооружения (пусть и признанные памятником промышленной архитектуры) и приспособить их к новым целям. Им удалось сохранить ротонду Ла-Виллет, Ветеринарную ротонду (1867 года) и более поздние постройки, иногда видоизменяя их до неузнаваемости. Бывший павильон скототорговли, построенный в начале 70-х годов прошлого века, удалось превратить в музей науки, площадь которого в три с половиной раза превышает площадь Центра Помпиду. Газеты тогда писали об этом чуде превращения Города крови в Город науки.

В двух огромных куполах размещены хитроумные электронные устройства, которые отвечают за работу множества зеркал и в зависимости от погоды меняют угол наклона, обеспечивая тем самым максимальную освещенность залов.

Практически все музейные экспонаты - действующие. Они рассказывают о Земле, Вселенной и о том, как научить человека сохранять и использовать данные ему богатства. Для подростков открыты трехдневные курсы науки и техники, а для детишек поменьше - аттракционы и игры соответственно возрасту.

Город науки - это только часть парка Ла-Виллет. На огромном пространстве царства полезных развлечений можно отыскать детский городок, "Пассаж профессий", Дом садоводства, стерео-кинотеатр Луи Люмьера и многое другое. Кстати, любителей синема неизменно привлекает волшебный шар кинотеатра "Жеод" с самым большим в мире полусферическим экраном. А еще - Город музыки, в котором открылся музей, экспонирующий 900 инструментов из 4,5 тысячи единиц фонда.

Библиотека Миттерана - гордость и боль столицы

В годы правления социалистической партии во главе с Франсуа Миттераном Париж был превращен в гигантскую строительную площадку. Тогда же стало очевидным, что город испытывает серьезный дефицит помещений под читальные залы и книгохранилища.

Миттеран решил подарить городу новое отделение Национальной библиотеки Франции, в котором должно было разместиться более 10 миллионов томов. На конкурсе, объявленном в 1989 году, было рассмотрено 244 проекта. В конце концов жюри остановилось на проекте архитектора Доминика Перо, и вскоре на левом берегу Сены, близ моста Толбиак в девятом округе Парижа, закипела огромная стройка. Возводился новый комплекс довольно долго, и за это время библиотека сменила несколько названий. Ее величали то Французской библиотекой, то Национальной библиотекой Франции, то Очень большой библиотекой, пока приемник Миттерана на посту президента страны Жак Ширак не предложил присвоить книгохранилищу имя его создателя.

На сегодняшний день Национальная библиотека Франции представляет собой законченный действующий комплекс, состоящий из многоуровневой подземной части, внутреннего двора-сада и четырех многоэтажных корпусов-близнецов, обращенных друг к другу. В нижней части библиотеки размещены тематические читальные залы, конференц-залы, различные справочные и сервисные службы. Все читальные залы окнами выходят во внутренний сад, для которого было привезено 250 взрослых деревьев 20-метровой высоты. В верхних корпусах расположены основные библиотечные фонды и многочисленные офисы.

В библиотеке удобно и комфортно, но почему же ученые мужи, студенты и просто библиоманы не спешат заполнить просторные читальные залы на набережной Франсуа Мориака, а продолжают толпиться у входа в старое здание Национальной библиотеки на улице Ришелье, в каталожных комнатах университетских библиотек, в Центре Помпиду и в других книгохранилищах Парижа? Работники новой библиотеки говорят, что в фонды миттерановского книжного мира завезено менее 20% книг от предполагаемого объема, а система поиска работает далеко не безупречно. Для сравнения: в библиотеке Миттерана, рассчитанной на 1,65 тысячи читателей, хранится 270 тысяч экземпляров, включая манускрипты и фотокопии, а в маленькой библиотеке при Музее оперного театра, рассчитанной всего на 22 читательских места, информационных единиц на 100 тысяч больше.

Наконец, самое большое неудобство - библиотека платная. Конечно, выгоднее всего пользоваться годовым абонементом, однако в библиотеке Помпиду можно получить любую искомую литературу даром.

Ирина Нехорошкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала