В преддверии Дня Победы выяснилось, что младший сын и его одноклассники должны принести в школу по две гвоздики, дабы возложить их к доске с фамилиями 28 героев-панфиловцев. Традиционное общешкольное мероприятие. Все пойдут. И мой тоже должен, несмотря на то, что знает все детали легенды про "Москву за нами" "политрука Клочкова".
Отказаться? Но это же, так сказать, "элемент патриотического воспитания", а значит – мероприятие, безусловно, нужное. Однако дабы заменить его чем-то содержательным и не формальным, надо было заблаговременно предложить администрации учебного заведения свой вариант, принять участие в его подготовке и проведении. Не озаботилась, не успела – изволь купить две гвоздики и поставить ребенка в организованный строй. Что у него в голове и в душе будет твориться – разбираться придется дома.
Что же, не привыкать. Особенно в части Второй мировой войны, события которой в изложении школьных учебников часто становятся в нашей семье предметом "домашних разбирательств". Так хочется верить, что грядущий единый учебник истории сократит их до минимума, до простых рекомендаций – какую книгу еще почитать, что дополнительно посмотреть.
Но как-то не выходит, ведь, по мнению "официалов", с которыми мне приходилось общаться, по данному историческому периоду "все в целом стройно", "хронология устойчива", а оценки событий "выверены и сбалансированы". То есть надежды на то, что из нового учебника пропадут мифические персонажи, сказочные ситуации и появятся новые достоверные сюжеты, эта позиция не оставляет.
Безмерно жаль. И детей, и упущенной возможности изменить клише и догмы ушедшей идеологии. Как ни крути, а все тайное становится явным. И новые сюжеты с течением времени выйдут из тени, появятся на телеэкране и в кинематографе, в книгах и газетах. Это уже началось.
Жизнь идет вперед, развивается, растет новое поколение, которое не будет довольствоваться тем, что лежит на поверхности, а полезет в архивы. А в них – не секретных каких-то, а в самых обычных – обнаружит тысячи неизвестных имен, подвигов, фактов.
И сопоставление их с известными данными неизбежно вызовет у потомков горечь обмана. Ту, что сегодня испытывают наши родители, узнавая, в какой лжи их растили.
Скажете, все это эмоции? Да, безусловно. Но когда они закипают в масштабах целой страны – хорошего не жди. Так не проще ли сейчас, раз уж решено внести коррективы, подойти к истории аккуратно и дальновидно?
Подчеркну, что являюсь категорическим противником "скачков и шараханий" и громогласного "развенчания мифов". Прекрасно понимаю логику идеологов, которые сочиняли духоподъемные истории – в той ситуации, в условиях военного времени это было необходимо. И, конечно же, осознаю последствия внезапного вываливания на головы людей всей полноты так называемой "окопной правды". Но выход есть всегда.
Если бы вдруг кто-то захотел услышать мое мнение, в частности, предложила бы для начала заменить некоторые примеры доблести и героизма на те, что не вызывают и крупицы сомнений, что безоговорочно достойны благодарной памяти потомков. И в целом посоветовала бы существенно расширить список подвигов, способных дать поистине колоссальный заряд подлинного патриотизма, по делу разбудить в детях чувство национальной гордости.
Так, рассказала бы о реальных подольских курсантах, без которых в октябре 1941 года нацисты резво рванули бы к Москве на юго-западном направлении. О побеге из концлагеря на угнанном "Хейнкеле" группы летчика Михаила Девятаева. О Зиновии Колобанове, подбившем на своем КВ только в одном бою 22 вражеских танка. О нашем танковом асе Дмитрии Лавриненко, за 2,5 месяца, отведенных ему судьбой на фронте, уничтожившим 52 танка.
А история с ездовым пулеметной роты Дмитрием Овчаренко, который, вооруженный лишь топором, выступил против 50 немцев, из которых 21-го уничтожил (остальные в панике разбежались, а красноармеец наш собрал документы, карты и вернулся в роту)?
Я, никакой не специалист, до утра в состоянии делиться такими историями. А представляете, сколько их могут предоставить профессиональные историки и архивисты? Не сомневайтесь, честных замен и дополнений можно найти многие тысячи. Только бы начать искать, извлекать из обидного, незаслуженного небытия.
Единственное, что все же очень хотелось бы мне кардинально подправить – это истории наших поражений. Считаю это постыдным перед павшими и живыми – по сей день прикрываться мемуарами бравых военачальников и беречь честь их мундиров, следуя "полководческой" логике изложения событий, а не документам.
Еще раз повторю: я не призываю выходить на трибуну и на весь мир объявлять, мол, "этот больше не герой, а тот трус и предатель". Дайте лишь объективные цифры и пошаговые действия командиров. Читатели вне зависимости от возраста сами все сопоставят.
И еще – хочется больше деталей. Таких, которые объяснят ребятам, почему, к примеру, у советских истребителей счет сбитых самолетов врага шел на десятки, а у германских – на сотни.
Меня, кстати, с детства этот вопрос волновал, но не из учебников я узнала, что у наших авиаторов было по 10-12 часов налета, а "рекордсмен" Эрих Хартман в самолет сел раньше, чем в коляску, ибо мама его владела аэроклубом. Что немецких асов сбивали по несколько раз, и они оставляли свои машины, прыгая с парашютом, а наши – до конца пытались спасти самолет, с которыми до 1943 года у нас было туго. Да и вообще, сражаясь в небе над оккупированной территорией, нередко предпочитали смерть плену.
Эти, казалось бы, мелкие детали очень важны для понимания самого духа времени и людей, которые создавали историю.
Не менее важно выбрать и верную тональность рассказа о войне. Убеждена, каждая детская клеточка должна напитаться пониманием того, что война – это не только подвиги и триумфы. Романтический ореол битв и патетика побед – сомнительная прививка от заразы ненависти, эгоизма, гордыни, жадности.
Ребята должны понять и принять, что война – это, прежде всего, грязь, страдания, сиротство, голод, крушение надежд. Что она пробуждает худшие человеческие качества даже в самых добрых и образованных. Что шлейф боли и горечи, оставленный ею, тянется десятилетиями.
В конце концов, мы храним, обязаны хранить память о войне как дань признания тем, кто сражался, но одновременно с этим – и как урок, как залог того, что она никогда не повторится. Цель – не напугать детей, а научить их оценивать и думать о последствиях.
Конечно, все это только мои желания, мое видение – как матери, как человека, неравнодушного к родной истории. Не специалиста. Не идеолога. Но гражданина.
Все примеры, которые я привела здесь, а также еще несколько десятков, не уместившихся в статью, хорошо известны моим пацанам. И их влияние на юные умы и души проверено, так сказать, опытным путем. Поэтому позволю себе посоветовать вам рассказать о них своим чадам, благо, в том же интернете информация есть.
Пройдите по ссылкам, которые появятся на указанные вами фамилии, факты – и вы не сможете оторваться. Более того, не заметите, как захотите узнать еще больше.
Каким он будет, новый единый учебник истории, мы скоро узнаем. И несмотря ни на что, давайте надеяться все же на лучшее.
А пока, не медля и не уповая на школу как на "очаг воспитания", давайте своим детям все, что вы можете. Не только телефоны, велосипеды и каникулы на побережье, а главное – свое время. Поверьте, проведенное не в праздных походах по торговым центрам, а в совместном поиске тайн нашей родной истории, в совместном обретении открытий – оно принесет и реальную радость, и пользу.
С Днем Победы!
***
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции