КРАСНОЯРСК, 8 мая — РИА Новости, Андрей Мармышев.
Первый таран, последний сбитый во время войны немецкий самолет, сотни подготовленных летчиков и тысячи перегнанных боевых крылатых машин — это и многое другое записали на свой счет выходцы из Красноярского края в 1941-1945 годах. Имена многих погибших авиаторов были утрачены. В канун Дня Победы историк-краевед подполковник авиации запаса Вячеслав Филиппов рассказал РИА Новости об участии летчиков из Сибири в войне.
— Известно, что Красноярский край в годы войны стал одной из промышленных площадок, где ковалось оружие Победы. Отсюда уходили на фронт стрелковые полки, бригады, дивизии. Речники водили караваны через полярные моря и обороняли Диксон. А какова роль авиации?
— Перед войной в крае существовала сеть аэроклубов, где готовили пилотов. В Красноярске была 52-я окружная школа младших авиаспециалистов, в годы войны внесшая значимый вклад в комплектование частей ВВС авиамеханиками. В Канске, в Канской военной авиашколе готовили стрелков-бомбардиров.
Сеть авиационных училищ в Красноярском крае пополнилась во время эвакуации в годы войны. Сюда прибыли Харьковская военная авиашкола стрелков-бомбардиров, Бирмская военная авиационная школа пилотов, 1-я Киевская и Воронежская военные авиационные школы первоначального обучения пилотов. На 1 мая 1945 года из Бирмской авиашколы было выпущено 1215 летчиков-истребителей.
— Где воевали летчики из Сибири?
— В 1941 году из Красноярского края на фронт ушло пять сформированных в кратчайшие сроки ночных бомбардировочных авиаполков: 669, 673, 675, 678, 679-й и два кадровых: 1-й скоростной бомбардировочный и 30-й бомбардировочный. В 1942 году еще два авиаполка, которые были безномерными, и их личный состав и самолеты были распределены по другим частям фронта.
Выходцы из Красноярского края сражались на всех фронтах, участвовали в операции в Иране, дрались в Заполярье, в небе над Сталинградом и Курской дугой. Красноярцы воевали достойно. Николай Тотмин совершил первый в мировой истории авиации лобовой таран. Михаил Водопьянов, Эндель Пусэп, Сергей Асямов уже в августе 1941 года бомбили Берлин.
В 1943 году молодежь Красноярского края собрала для фронта 2 миллиона рублей. На эти деньги была куплена эскадрилья "Аэрокобр", названная "Красноярский комсомолец". Самолеты в мае 1943 года передали пилотам 21-го гвардейского истребительного авиационного полка, бывшего в эти дни в Красноярске на переформировании.
Более сотни воздушных боев провел майор Георгий Кузьмин. В начале войны он потерял ноги, но не смирился с приговором врачей и летал на протезах. Ученик аса Покрышкина Георгий Голубев записал на свой счет последнюю победу советских летчиков в войне с Германией. Вечером 9 мая 1945 года он сбил немецкий бомбардировщик Do-217.
Мною собрано больше тысячи биографий жителей края, что воевали в авиации и вернулись домой после победы. Это летчики, техники, штурманы, стрелки, радисты. Есть задумка выпустить книгу, которая будет говорить о них, о рядовых. Мы ведь очень часто знаем маршалов, но не знаем людей, на чьих плечах были вынесены трудности войны.
— Но ведь и здесь, в глубоком тылу летчики несли боевую службу, перегоняли самолеты по трассе Алсиб?
— Небо над Сибирью стало для многих авиаторов вторым фронтом. В годы войны по территории Сибири от Аляски до Красноярска происходил перегон американских самолетов, поставляемых в СССР в порядке союзнической помощи по программе ленд-лиза. Через Красноярск на фронт с октября 1942 года по октябрь 1945 года прошли около восьми тысяч самолетов.
Перегон происходил в очень трудных условиях. Только на территории Красноярского края произошло 59 авиационных катастроф, погибло 119 летчиков. Все имена сейчас известны, и мы ведем работу по их увековечиванию. На Троицком кладбище в Красноярске создан мемориал, где на плитах выбиты имена всех погибших в крае в военные годы авиаторов.
— Но катастрофы ведь проходили во многих местах, в том числе далеко от краевого центра, тела пилотов находили не всегда?
— Основная масса погибших летчиков не имеет могил. Часто, в архивных источниках написано, что самолет сгорел вместе с экипажем. Есть записи, что авиаторы захоронены на месте катастрофы, но сейчас, через 70 лет, в тайге не осталось следов. Поэтому мемориал на Троицком кладбище — это виртуальная братская могила всех погибших.
— А если удается найти военное захоронение?
— В прошлом году нашли останки членов экипажа капитана Степанова, которые захоронили на мемориале отдельно. Экспедиции на места авиационных катастроф будут продолжены. Останки, которые мы, возможно, найдем, также перезахороним на мемориале. В музее "Мемориал Победы" создана книга памяти, в которой представлена вся имеющаяся информация о погибших авиаторах. Их фото, биографии, обстоятельства гибели.
И самое главное — есть отклики родственников. Совсем недавно откликнулись родственники погибшего курсанта Брачковского. Это самая последняя катастрофа в крае, связанная с войной.
— Мемориал на Троицком кладбище будет единственным местом памяти о погибших в крае пилотах?
— Еще есть план поставить памятные знаки на местах гибели экипажей. Сделали это на станции Крючково, где погиб экипаж Степанова. В мае установим еще несколько знаков в Красноярске, планируем продолжить работу в сентябре и октябре. Сейчас с администрациями Железнодорожного и Свердловского районов Красноярска согласовываем места установки.
Есть очень интересный проект — вывезти в Красноярск из тундры под Хатангой самолет С-47 "Дуглас". Эти самолеты американского производства были основными транспортными воздушными судами стран антигитлеровской коалиции. В районе Хатанги у самолета отказал двигатель, экипаж произвел вынужденную посадку. Однако сам "Дуглас" остался практически цел. Мы обратились в мэрию Красноярска с идеей вывезти самолет с севера и установить в городе как памятник.
— Вячеслав, трудно ли через 70 лет после войны искать следы летчиков?
— Есть много проблемных моментов. Очень сильно помешал закон о конфиденциальности личных данных. Поэтому в архивах не допускают исследователей к личной информации, а она нужна в первую очередь, нужны фотографии, биографии людей для размещения их в книгах памяти. Допускают только родственников, но их очень сложно найти у человека, который погиб в 22 года.
— Удается ли получать помощь от властей, как относятся чиновники к энтузиастам-краеведам?
— Все абсолютно субъективно и зависит от конкретного человека. Если он не равнодушен к памяти предков, то все вопросы решаются быстро. Если чиновник далек от этого, то все решается очень тяжело. Такие случаи есть, хотя мы не просим денег из бюджета и вложений. Все работы ведутся за счет энтузиастов и спонсоров. Мы сторонники законности действий. От чиновников лишь требуются согласования, административная поддержка.
— Вячеслав, почему вы взвалили на себя этот труд?
— В моей семье никто не погиб в годы войны, но меня всегда волновала память погибших в ней солдат. Мы не вправе забывать их, забывать о том, что они сделали на фронте и в тылу. Нужно восстановить забытые имена. Кроме того, я сам много лет был связан с авиацией. Поэтому я ищу летчиков. Рад бы искать и танкистов, и пехотинцев, но на это уже не хватит жизни и сил.
ДОСЬЕ. Филиппов Вячеслав Викторович. Родился 23 ноября 1962 года в Красноярске. После окончания школы в 1980 году поступил в Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище, которое окончил в 1985 году. С 1985 по 1995 год служил на инженерных должностях в ВВС Северного Флота — заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе, заместитель начальника технико-эксплуатационной части полка; с 1995 по 2000 год в военном комиссариате Кировского района Красноярска — заместитель военного комиссара. Поиском и работой в архивах занимается с 2000 года.