Самый большой в России и Европе однодневный фестиваль – "Рок над Волгой", который в пятый раз пройдет в Самарской области 8 июня, празднует свой первый юбилей. Руководитель 12-часового музыкального марафона Ева Самсонова рассказала в интервью РИА Новости о том, как появилась идея опен-эйра, посвященного Дню России, о сложностях в организации мероприятия для 300 тысяч зрителей и его формате, а также о том, почему звезды теряют дар речи, выходя на сцену "Рока над Волгой", и чего ждать от хедлайнеров фестиваля – немецких металлистов Rammstein. Беседовала Ирина Гордон.
- Пять лет назад прошел первый фестиваль "Рок над Волгой". Как все начиналось и почему именно в Самаре?
— Пять лет назад мы с Михаилом Шурыгиным (глава компании NCA — прим. ред.) приехали в Москву для обсуждения фестиваля без названия и концепции, без артистов и деталей… Тогда Константин Кинчев высказал идею, что не хватает в стране фестиваля, а правительство Самарской области эту идею поддержало и поддерживают до сих пор. Тогда День России еще не отмечался так широко, как сейчас, это был обычный выходной, люди уезжали на картошку и так далее. Было принято решение создать фестиваль с бесплатным входом, посвященный празднованию Дня России, где бы выступали только рок-коллективы. Мы загорелись этой идеей, хотелось сделать патриотический, но очень легкий, добрый фестиваль. Это было в 2008 году, когда праздник, посвященный Дню России, широко отмечался только на Красной Площади. В этом же году уже каждый регион считает своим долгом сделать какие-то мероприятия в честь этого праздника. Вот в Самарской области это "Рок над Волгой". И несмотря на то, что в этом году фестиваль проходит 8 июня, а не 12, он по-прежнему посвящен празднованию Дня России. Просто так удобнее для десятков тысяч людей, которые приезжают к нам и которым нужно время, чтобы разъехаться по домам – зрители же приезжают даже с Дальнего Востока. Я где-то прочитала, что после 12-го года Самара благодаря "Року над Волгой" вошла в десятку популярнейших туристических регионов России. А еще говорят, что в Волжском районе рождаемость повысилась в этом году – вот мы думаем, может, тоже благодаря нам? (смеется) В общем, позитив в массы!
- Ожидали ли вы, что фестиваль так разрастется?
— Никто этого даже предположить не мог. Мы первоначально рассматривали площадку, которая вмещает максимум 40-50 тысяч человек, даже не рассчитывая, что когда-нибудь на этот фестиваль придет 300 тысяч. Наверное, нашим зрителям действительно не хватало патриотизма, а у нас он не пластиковый, без политических лозунгов и агитаций. Тысячи флагов с названием городов и гербов развиваются над Фестивальным Полем, от этого дух захватывает, и ты понимаешь, в какой огромной стране мы живем…
- По какому принципу вы подбираете программу?
— У нас есть свой формат. В первый год фестиваля по инициативе Константина Кинчева у нас выступали три молодые команды, но потом было принято решение, что все-таки мы будем устраивать нон-стопом 12-часовой музыкальный марафон только популярной, самой любимой музыки, и только на одной сцене. В этом году, когда мы доросли до серьезного мирового хедлайнера в лице немецкой группы Rammstein, очень сложно на одной сцене поместить технический райдер Rammstein и российских команд, практически невозможно. Но мы решили остаться верными себе. В этом году мы возводим сцену высотой в 21 метр – это хороший семи-восьмиэтажный дом. Только световое оборудование Rammstein весит 27 тонн. Так что и впрямь можно сказать, что мы возводим в поле целый дом. Длина сцены около 60 метров.
- Что вы подготовили на юбилей?
— Я могу сказать, что мы просто стараемся к пятилетнему юбилею фестиваля учесть все ошибки, которые у нас были. И самым главным подарком для всех любителей рок-музыки мы считаем, конечно, возможность увидеть вживую полноформатное шоу Rammstein, которое видят зрители всего мира, со всеми пиротехническими, звуковыми и сценическими эффектами. Это будет единственное шоу в России продолжительностью более 1,5 часов. А также выступление только лучших российских рок-команд: "Алиса", Кипелов, "Аквариум"… Куда еще серьезнее?
- Вы всегда выбираете оригинальный состав ведущих. Кто в этом году будет вести фестиваль?
— В этом году это снова шоумен группы "АукцЫон" Олег Гаркуша и Сергей Галанин. А вообще, это интересная история – кто бы ни был ведущим, а мы приглашаем только самых профессиональных, востребованных и актуальных, все они сначала теряются, когда выходят на сцену. И это естественно. Некоторые просто теряли дар речи, когда видели такое количество людей на фестивале. Мы приглашали Дмитрия Дюжева, который провел уже два "Рока над Волгой", но в этот день у него премьера фильма на "Кинотавре".
- Что самое сложное в организации такого масштабного фестиваля?
— Самым сложным был второй год, когда мы поняли, что происходит. Потому что в первый год мы хоть и делали все очень качественно, с лучшими подрядчиками по звуку и свету, по безопасности и так далее, но мы не понимали масштаба того, что затеяли. 300 тысяч человек даже накормить очень сложно – мы столкнулись с тем, что на территории Российской Федерации нет ни одного оператора, который вот так массово мог бы кормить зрителей за один день. Просто потому, что проекта такого нет. С задачей накормить такой поток зрителей мы более-менее научились справляться только к четвертому году. И вопрос туалетов тоже стоит очень остро – если собрать все биокабины на территории всей Самарской и даже Ульяновской области, то это всего 300-400 штук на такое количество людей. Но мы решаем и эти вопросы. Все только методом проб и ошибок, с учетом российской реальности и мирового опыта проведения open air…
Еще с 2009 года у нас есть подиум для людей с ограниченными возможностями. И если в первый год к нам на фестиваль приехали только три колясочника, то в прошлом году этот подиум был заполнен – было порядка ста человек. Мы очень стараемся, чтобы людям было удобно у нас, и я очень рада, что эту инициативу поддерживает Министерство здравоохранения. И это я не говорю о творческой составляющей – тут отдельная и тоже очень сложная история. Одно можно сказать — у нас в команде каждый отвечает за свой "участок" и это лучшие силы страны. Про колоссальную поддержку всех министерств и ведомств правительства Самарской области можно писать целый реферат: от дорог и доставки зрителей до безопасности и обеспечения бесплатной питьевой водой… Мой кумир — это министр культуры Самарской области Ольга Васильевна Рыбакова, которая уже пятый год возглавляет штаб фестиваля и помогает во всех вопросах, лично курирует все до мелочей.
- Как вы справляетесь с погодными условиями?
— Нерешаемых задач нет. На третий год во время подготовки на нас обрушился ливень – это была катастрофа, потому что на поле чернозем. Трехтонные грузовики с оборудованием просто проваливались. Мы тогда, например, "Бурановских бабушек" возили на джипах, а по полю наши парни их на руках проносили на сцену.Было очень тяжело, и мы стали обращаться уже к силам всевышним. Борис Гребенщиков свои обряды проводил, вызывал солнышко. Мы вставали в круг, обнимались, верили. Общими усилиями мы тогда побороли стихию, а в день самого фестиваля вышло солнце. Мы тогда поняли, что справимся со всем.
- А что с транспортировкой людей на фестиваль?
— При выборе места для фестиваля мы, конечно, учитывали транспортную логистику – чтобы человек мог добраться до поля и на личном транспорте, и на общественном. Мы тут посмотрели, что в 2009 году из Питера в Самару улетал один рейс в два дня, а в этом году – по два рейса в день. Город уже стал туристической столицей (в июне — точно), и вопрос транспорта решается сам собой. До Самары идет огромное количество поездов и автобусов. Кроме того, многие приезжают на специально организованных автобусах, к которым мы не имеем никакого отношения – туроператоры уже сами предлагают такую услугу, поняв, что она покупается на ура. Такие автобусы выезжают совершенно из разных городов – от Москвы и Тулы до Екатеринбурга и Тюмени. Мы со своей стороны готовим бесплатную парковку, чтобы как можно больше облегчить людям жизнь. Что касается пробок, то они на массовых мероприятиях есть всегда, в любом городе и в любой стране, но этот вопрос лично курирует глава ГИБДД: организуется реверсивное движение, основные силы ГИБДД бросаются на организацию порядка в движении, и это явно помогает. До поля можно доехать так же на дополнительных электричках и автобусах, которые в этот день курсируют из Самары до Петра-Дубравы и обратно. Все расписание есть на сайте нашего фестиваля.
- Есть ли на территории фестиваля уже ставшие традиционными для формата опен-эйр развлекательные площадки?
— На "Рок над Волгой" приходят целыми семьями или компаниями. В этом году мы даже организовали отдельный вход для тех, кто пришел с детишками. Будет у нас и отдельный детский городок с аниматорами, куклами, батутами – все это, конечно, абсолютно бесплатно. Есть и спортивная площадка – волейбол, баскетбол и футбол. Традиционно у нас проходят товарищеские матчи между командами ветеранов "Крылья Советов" и "Рок над Волгой".
- Я прочитала где-то, что вы собираетесь сделать свободную от курения зону на фестивале. Что это за идея и насколько она осуществима?
— Про эту идею надо забыть. Мы хотели сделать что-то подобное, но обговорили и поняли, что вот так резко взять и запретить – это не сработает. Средства массовой информации поторопились об этом написать и уже объявили наш фестиваль зоной, свободной от курения, хотя дальше идеи дело не пошло. Я бы лучше сказала, что наш фестиваль – это зона, свободная от негатива или какого-то прессинга. Это фестиваль, где процветают свобода, любовь и объединение людей в честь чудесного праздника Дня России.
- Каким вы бы хотели видеть фестиваль в будущем?
— Я бы хотела, чтобы фестиваль сохранился, чтобы он по-прежнему оставался безопасной точкой на карте фестивалей. Чтобы у нас была возможность привозить лучшие образцы российской и западной рок-культуры.И еще очень бы хотелось, чтобы у нас появилась своя площадка, которой мы имели бы возможность, единожды построив торговые палатки, туалеты, зоны для детей, пользоваться из года в год, а не строить все это каждый раз заново. И я бы очень хотела, чтобы люди продолжали хотеть ехать к нам на фестиваль в Самару со всех точек России, а когда-нибудь и мира.