И откуда только такие люди берутся? Почему внешне вполне законопослушные граждане стали рабовладельцами и искалечили жизни трех ни в чем не повинных молодых женщин? Узнав шокирующую новость из Кливленда, штат Огайо, такой вопрос задал себе почти каждый. У меня есть на него ответ – или, по меньшей мере, версия, которая кажется мне вполне убедительной.
Я никогда не был в Огайо. Я никогда не был знаком с серьезными преступниками. Но у меня есть 16-летний опыт общения с самыми разными политиками. И я понимаю обвиняемых в совершении этого чудовищного преступления братьев Кастро. Мне ясен их психологический профиль. Для меня очевидна их мотивация.
Нет, вы не подумайте ничего такого. Я не считаю политиков сборищем скрытых маньяков. Я вообще убежден, что модная фраза "политика – дело грязное" – полная чушь. Если выражаться просто, то смысл политики заключается в налаживании и упорядочивании отношений между людьми в обществе. Как такая жизненно необходимая функция может быть по определению грязной? Так можно дойти и до отрицания полезности общества как такового.
Нет, мотивация трех братьев из Кливленда показалась мне очевидной совсем по другой причине. В политику люди идут с совершенно разными целями. Кто-то – как, например, братья Фидель, Рауль и Рамон Кастро с Кубы – с целью освободить свое общество о тирании и кардинально улучшить жизнь соотечественников.
Кого-то в политику приводят мечты о славе, о богатстве, о фантастическом карьерном росте. Иногда такие люди тоже приносят обществу пользу. Не зря же один из тезисов "просвещенного капитализма" звучит так: работая на продвижение собственных интересов, ты одновременно продвигаешь интересы всего социума. Иногда такие люди приносят обществу один вред.
В любом случае разговор не о них. Разговор о третьей категории политиков. Категории, которую я считаю по-настоящему опасной. Эти люди становятся "слугами народа" для того, чтобы ощутить себя богами. Им важно повелевать, чувствовать себя хозяевами жизни и смерти других людей. Мол, у меня сегодня вечером хорошее настроение? Прекрасно, пусть эта группа букашек живет – по крайней мере, пока. У меня настроение плохое? Прикажу-ка я, пожалуй, их расстрелять. Может, и настроение улучшится!
В этом плане различие между братьями Кастро из Огайо и, скажем, Иосифом Сталиным, с моей точки зрения, только одно. Братья Кастро – люди недалекие. Масштаб у них мелковат. То ли дело Сталин или любой крупный тиран ХХ и ХХI веков. У таких вождей вся страна – по сути гигантский дом мистера Кастро в Кливленде.
Думаю, у вас уже появился вопрос: в чем смысл этих философских размышлений? В бытовом плане ни в чем. Они не помогут вам опознать в соседе маньяка, который уже многие годы держит в подвале своего дачного дома трех юных дев. Но вот если вернуться в плоскость политических размышлений, то смысл в сравнении братьев Кастро из Кливленда с политиками вождистского толка однозначно есть – и очень даже немаленький.
Современная российская политика меняется на глазах – и, к сожалению, далеко не всегда в лучшую сторону. Постоянное совершенствование искусства оскорбления оппонента. Спор не по существу, а по принципу "А ты кто такой? А ну пошел отсюда!" Ренессанс концепций и лозунгов, которые, казалось бы, давно были осуждены на изгнание из политической жизни в силу своего мракобесия и экстремизма. С каждым месяцем рамки дозволенного в этом плане все раздвигаются и раздвигаются.
Такое бурление – благоприятная среда для "кливлендских братьев" от политики. Когда эмоции на пределе, думают не головой, а сердцем. А когда думаешь сердцем, очень легко стать слепым орудием в руках харизматичного, убедительного, но при этом абсолютно гнилого политика.
Возможен и другой вариант: политики, искренне озабоченные соображениями общего блага, так увлекаются, что их заносит не туда. Вспомним, например, тех же братьев Кастро с Кубы. До самого недавнего времени покинуть остров свободы, как только у них возникнет такое желание, простые кубинцы не могли.
Бывают и совсем парадоксальные ситуации. Добросовестный политик, который прекрасен и гениален в одной ситуации, оказывается хуже самого изощренного злодея в другой. Возьмем, например, бывшего британского премьер-министра Невиля Чемберлена. Само его имя считается синонимом позора, политического провала, курса на умиротворение Гитлера.
Но, скажем, в 1935 году репутация Чемберлена была совсем иной. Он считался великим социальным реформатором, политиком, который на посту министра здравоохранения исключительно много сделал для улучшения условий жизни самых бедных жителей Британии.
Казалось бы, что плохого в том, что политик нацелен на мир, а не на войну? Что он хочет тратить деньги не на новое вооружение, а на, допустим, строительство бассейнов для необеспеченных граждан? Но именно страстная ненависть Чемберлена к войне и оказалась его ахиллесовой пятой. Он забыл, что в глазах некоторых фанатичное стремление к миру – это признак слабости. Вот и получилось: обожавший мир Невиль Чемберлен многократно усилил размер военных страданий.
И в новой российской политической реальности как никогда важно критически относиться к словам и делам политиков. Не стоит заведомо считать их злодеями и обманщиками: политики – такие же люди, как и все остальные. Однако при этом важно помнить любимую русскую поговорку Рональда Рейгана: "Доверяй, но проверяй".
Маньяки с соседнего двора – типа братьев Кастро из Кливленда – могут изуродовать жизнь трех, пяти или тридцати человек. От политических близнецов кливлендских маньяков вред может быть в миллион раз большим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции