Александр Ковалев, РИА Новости.
Самолет "Сухой Суперджет-100" (Sukhoi Superjet-100 или SSJ100, бортовой номер RA-97004) разбился в Индонезии 9 мая 2012 года. На борту было 45 человек, в том числе 8 граждан России, из них 4 члена экипажа. Среди пассажиров был один француз, один американец и 35 индонезийцев. Все они погибли.
Лайнер выполнял свой первый демонстрационный полёт по азиатским странам Welcome Asia. Из России самолет направился в Казахстан, затем в Пакистан, Мьянму и Индонезию. После Индонезии "Суперджет" должен был посетить Лаос и Вьетнам. Я в качестве специального корреспондента РИА Новости был в составе российской делегации, летевшей на "Суперджете".
Хроника катастрофы
Экипаж должен был выполнить два показательных вылета из аэропорта Халим (Джакарта). Перед вторым полётом "Суперджета" в Джакарте мы с фотографом Мариной Лысцевой договорились поснимать лайнер с земли. Это решение спасло нам жизнь. Помню, что в воздух подниматься мне лично совсем не хотелось. Холодка в душе не было и сердце не ёкало, но предстоял перелёт в Лаос, где также должен был состояться показательный полёт, а затем ещё и вояж во Вьетнам. Я решил сделать фотографии уходящего лайнера со взлетной полосы.
Сразу после известия о том, что наш самолёт пропал с экранов радаров, экипаж не выходит на связь, а аварийные маяки системы "Коспас-Сарсат" автоматически не подали через спутник сигнал бедствия, сомнений не осталось: произошла катастрофа. Согласно сведениям из оперативно созданного кризисного штаба, самолёт вообще отсутствовал в воздушном пространстве Индонезии. Позже сам передатчик аварийной системы обнаружения был найден без антенны, отсоединившейся в результате столкновения самолета с горой.
Мы пытались связаться со знакомыми, находившимся на борту, по мобильным телефонам. Один аппарат неожиданно подал признаки жизни, но его владелец не брал трубку. Позже у телефона, видимо, сел аккумулятор, и он выключился навсегда.
На поиски самолёта сразу были подняты полицейские вертолёты и вертолеты местного МЧС. Однако 9 мая с воздуха не удалось ничего обнаружить: сумерки в Индонезии наступают быстро. Слабая надежда на то, что самолёт аварийно приземлился где-то в труднодоступной местности, постепенно таяла.
Стало очевидно, что произошла авиакатастрофа, но оставалась надежда, что хотя бы кто-то выжил. Поисковые группы на джипах выдвинулись в примерный район исчезновения самолёта, но никаких данных от них не поступило в течение всей бессонной ночи.
С рассветом вертолёты снова поднялись в воздух. Один из экипажей передал в штаб, что обнаружил место крушения "Суперджета". По возвращении на базу пилот показал первый нечёткий снимок места катастрофы, сделанный на мобильный телефон: самолёт врезался в гору Салак на высоте 1 585 метров и рухнул в глубокую расщелину, с воздуха видны только мелкие фрагменты фюзеляжа. Позже в этот же день на вертикальный склон с вертолета десантировался спецназ, который подтвердил, что выживших в катастрофе нет.
На второй день после трагедии в аэропорт Джакарты Халим вертолетами начали доставлять пластиковые контейнеры с останками тел, поднятыми из горной расщелины бойцами BASARNAS — индонезийского МЧС.
Операции по поиску фрагментов тел погибших и поиск двух бортовых самописцев — речевого и параметрического — шли одновременно. Сначала был обнаружен "чёрный ящик" с переговорами экипажа. После считывания данных с речевого самописца стало ясно, что переговоры экипажа в кабине с индонезийским диспетчером сохранились полностью.
Позже удалось найти и второй "чёрный ящик", содержащий всю параметрическую информацию о последнем полёте "Суперджета".
Всех погибших удалось идентифицировать с помощью экспертизы ДНК. Церемония прощания прошла с участием почетного военного караула и высших должностных лиц Индонезии. Было много венков и живых цветов. Останки российских граждан для погребения доставили на Родину рейсом самолета Ил-76 МЧС.
Мои полеты к проклятой горе
Гора Салак среди местных жителей давно пользуется недоброй славой. Англоязычное индонезийское издание Jakarta Post на следующий день после трагедии опубликовало заметку, в которой называет гору "кладбищем для самолетов". До падения "Суперджета" в этом районе разбилось не менее шести (!) легкомоторных самолетов и вертолётов, катастрофы унесли жизни в общей сложности более 30 человек.
Сложные погодные условия, постоянно меняющий направление порывистый ветер и совершенно непредсказуемое поведение низких густых и влажных облаков, которые появлялись неожиданно и за несколько минут полностью затягивали местность, превращали в лотерею каждый вылет вертолета МЧС, экипаж которого брал меня на борт.
В те дни я перестал возвращаться в отель и ночевал в аэропорту недалеко от места стоянки вертолета. С наступлением рассвета наш вертолет BK-117 вылетал в промежуточный лагерь, откуда я передавал свежие новости. Летели, стараясь обогнать облака, но проклятая гора, словно заколдованная, долго не давала снять с воздуха место катастрофы — его как будто нарочно затягивало вязкими тучами без просветов. Уходить от них нашей "вертушке" приходилось с закладыванием глубокого виража и по-военному быстро, чтобы ненароком не повторить судьбу "Суперджета".
Снять место трагедии мне удалось лишь на пятый день. Так как вертолет МЧС был способен принять на борт ограниченное количество людей и груза, меня попросили помочь спасателям сбросить воду и продукты бойцам, работавшим в экстремальных условиях. Пни от срубленных деревьев не позволяли вертолету встать на обе опорные лыжи, поэтому "вертушка" зависала в воздухе в полуметре от земли и мы сбрасывали ящики с консервами и бутылками с водой из открытой двери прямо в руки спасателей. Я был счастлив, что участвую в поисковой операции и могу хоть чем-то помочь.
А на обратном пути гора неожиданно смилостивилась и позволила увидеть роковую точку падения "Суперджета". На всю съемку из сильно вибрировавшего вертолета у меня было менее минуты — облака ждали рядом. На склоне я увидел только мелкие обломки, запомнился одиноко лежавший желтый спасательный трап.
Причины трагедии
Расследованием катастрофы занимался Национальный комитет по безопасности на транспорте (KNKT) Индонезии при содействии российских экспертов. Причиной трагедии официально признана не ошибка отдельного человека, а человеческий фактор в целом.
Во-первых, экипаж не принял в расчёт гористый рельеф местности и игнорировал подряд сразу несколько сигналов, подаваемых установленной на "Суперджете" автоматической системой предупреждения об опасном сближении с подстилающей поверхностью (TAWS). Во-вторых, внимание экипажа отвлекал представитель индонезийского заказчика, который сидел сзади в кабине. Из-за этого пилот не сразу изменил направление полёта, когда борт отклонился от заданной траектории во время разворота.
Много роковых ошибок совершил и индонезийский диспетчер. Он допустил выход "Суперджета" из разрешенной зоны полета. Также он дал "добро" провести снижение до недопустимой для пассажирского лайнера высоты. Возможно, диспетчер по ошибке принял SSJ-100 за боевой Су-30 ВВС Индонезии, которые часто летают в этой местности.
Кроме того, на радарах в Джакарте не было установлено минимальной границы высоты для пассажирского самолёта, а сами радары, будучи по современным стандартам весьма примитивными, не были оснащены системой звукового предупреждения о минимальной безопасной высоте, необходимой для полётов в районе горы Салак.
Вместе с тем, сомнений в технической исправности разбившегося борта RA-97004 у экспертов не возникало с первых дней после трагедии.
Ушедшим в небо посвящается
Российский экипаж "Суперджета" принимал участие во всех летных испытаниях самолета с момента его постановки "на крыло".
Старшему лётчику-испытателю, шеф-пилоту компании "Гражданские самолёты Сухого" (ГСС) Александру Яблонцеву было 57 лет. За свою карьеру он налетал 10,347 часов, из них 1348 именно на SSJ-100. После катастрофы люди, не знавшие Яблонцева лично, упрекали его в лихачестве. Это неправда: Яблонцев "воздушным хулиганом" не был по сути и складу своего характера. Я немало часов провёл на борту разбившегося "Суперджета" и убедился, что Яблонцев очень аккуратно пилотировал самолёт. Рискованных маневров в демонстрационных полётах он себе вообще не позволял.
Со вторым пилотом Александром Кочетковым я познакомился во время остановки в Карачи, когда мы разговорились о будущем российской авиации. Тема эта не оставляет равнодушной ни одного пилота, с которым мне доводилось беседовать. Александру Павловичу было 44 года, он налетал 3 318 часов, из них 625 — на SSJ100 (ссылка на фото). Бывалый лётчик, освоивший много типов российских воздушных судов, он не пел дифирамбы "Суперджету" — он просто уважал свой красивый и современный самолет, учил его летать и как чуткий отец открывал вместе с ним что-то новое.
Штурман-испытатель Олег Васильевич Швецов (51 год, 3 533 лётных часа, из них 485 на SSJ-100) поначалу был малоразговорчив. Раскрылся он позже, когда убедился, что мне можно доверять. Олег Васильевич рассказал о навигационном оборудовании на "Суперджете", которым пока не может похвастаться ни один гражданский лайнер российского производства. И Кочетков, и Швецов запомнились мне как настоящие профессионалы.
С ведущим инженером по летным испытаниям "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) Денисом Рахимовым мы вместе гуляли по городу Карачи, который был вторым пунктом азиатской программы "Суперджета". Денису было всего 34 года. Он запомнился как интеллигентный и немного застенчивый человек.
Особенно тепло я вспоминаю полетного бортинженера "Суперджета" Алексея Николаевича Киркина. Лёша честно и аргументировано отвечал на скептические вопросы по поводу летных качеств "Суперджета". Очень доброжелательный, трудолюбивый и душевный, профессионал с большой буквы и настоящий энтузиаст авиации, Лёша был влюблён в свой самолет и знал о нём всё.
Погиб под горой Салак и заместитель главы испытательного центра ГСС Николай Дмитриевич Мартыщенко, замечательный организатор и знаток авиации.
А вот с директором по продажам компании Евгением Гребенщиковым и менеджером по контрактам ГСС Кристиной Куржуповой познакомиться так не довелось. Не осталось у меня и их фото — ребята ждали борт 97004 в Джакарте и сразу ушли на нем в свой последний полёт.
В катастрофе погибли 35 граждан Индонезии. Запомнились индонезийские стюардессы: их многие фотографировали. Кое-кто из этих красавиц по счастливой случайности остался на земле, но большинство девушек поднялось по трапу.
Вместе с тем всё точки над "I" в этой истории уже расставлены: на основании данных расследования "Суперджет" реабилитирован полностью. Прошедший год убедительно доказал — ни одна из индонезийских авиакомпаний не отказалась от намерений его купить. Общий портфель твердых заказов на "Суперджеты" по данным на 8 мая 2013 года в разных странах мира составляет уже 179 машин. "Суперджет" — нормальный самолёт, ничуть не уступающий "Боингам" и "Эрбасам", и я снова с удовольствием поднимусь на его борт.